Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
31 июля 2007 года

Службе спасения не позавидуешь

/ Помимо реальной помощи людям диспетчеры вынуждены отражать постоянные атаки телефонных хулиганов

Лишь каждый третий звонок в службу спасения вызван реальной чрезвычайной ситуацией. В основном же диспетчерам приходится иметь дело с любителями глупых розыгрышей или людьми с нездоровой психикой. В этом корреспондент «Республики» убедилась лично, подежурив вместе с диспетчерами Службы спасения 01.

 

«Обеспечьте связь с Президентом»

 

Служба спасения 01 входит в состав Центра управления силами МЧС России по РК. На длинном рабочем столе несколько телефонов с огромным количеством дополнительных кнопок и компьютеры, где фиксируются все звонки, поступившие на номер 01. В субботний день на смене дежурили два человека. Со мной историями из своего богатого профессионального опыта поделились старший инженер смены службы оперативного обеспечения ЦУС МЧС России по РК Инна Стрельникова и диспетчер службы спасения Галина Генералова.

 

– Очень часто нам звонят и спрашивают, например, как вставить sim-карту в телефон, или просят назвать пин-код, – рассказывает Инна Стрельникова, параллельно отвечая на звонок. – Или как пройти на такую-то улицу. Есть и так называемые постоянные клиенты, которые звонят просто поговорить. На улице Пушкина в Сыктывкаре живет мужчина, который все время требует связь с Президентом. Обычно он начинает со слов: «Внимание всем постам. Обеспечьте связь с Президентом». Недавно он позвонил и рассказал, что перехватил телеграмму Бен Ладена. Попросил меня сообщить Президенту, что он предотвратил теракт. Как правило, это люди с нарушенной психикой. Да что рассказывать, вы все сами услышите.

 

И действительно, долго ждать не пришлось. Одна женщина позвонила на номер 01, чтобы узнать точное время и дату. Следующий звонок: «А куда я попал?» Галина Генералова терпеливо объясняет, что звонивший попал в Службу спасения 01. После этого в трубке раздается отборный мат, связь прекращается…

 

В среднем за смену в службу спасения поступает до полутора тысяч звонков. Из них почти две трети – не по адресу. Тем не менее диспетчеры спасательных служб по профессиональному долгу обязаны к каждому звонку относиться абсолютно серьезно – так, будто это чрезвычайный случай.

 

– Глупые, нелепые звонки – это полбеды, – рассказывает Инна Юрьевна. – Наш бич – это дети. При этом, как правило, звонки поступают в определенное время. В летнее время – вечером, после шести. В период учебных занятий – во время перемен.

 

«Детский» мат

 

Первый «детский» звонок поступил на пульт службы спасения в 18 часов 05 минут. Инна Юрьевна переключилась на громкую связь. Через секунду я оторопела от того, что услышала. Мальчишка, которому по голосу не дашь больше десяти лет, рассказывал какой-то очень похабный анекдот, матерясь через каждое слово. Закончив анекдот, мальчик перешел к оскорблениям в адрес диспетчеров. Тихий ужас: такого количества нецензурной брани я никогда еще не слышала! Определить, с какого номера поступил звонок, сразу нельзя, дети предусмотрительно вынимают из телефона sim-карту.

 

Подростки даже не задумываются над тем, что по телефону они разговаривают со взрослыми женщинами, которые им в матери годятся. Когда уже родители, покупая телефон своему ребенку, будут учить его не только нажимать на кнопки, но и культурно разговаривать? Нужно доступно объяснить своему чаду, что телефон – не игрушка, а средство связи. Подобные «детские» звонки не что иное, как хулиганство, за которое, кстати, можно и наказать. В Ухте, например, суд приговорил к штрафу четырех жителей Сосногорска за то, что они два дня подряд беспрерывно звонили в Ухтинскую службу спасения и практически парализовали ее работу в общей сложности на три часа. Сначала диспетчеры терпели, а потом обратились за помощью в городской отдел ФСБ. Хулиганов вычислили. В ходе разбирательства выяснилось, что молодые люди заключили пари, кто сможет дольше продержаться на линии, разговаривая с оператором. Все звонки производились с сотовых телефонов по бесплатному экстренному каналу 112. Парни заранее вынимали из мобильников sim-карты, чтобы исключить возможность определения их номеров. Но все их усилия остаться инкогнито оказались бесполезными. Так что не стоит испытывать терпение диспетчеров, рано или поздно за хулиганство придется ответить.

 

«Я вам устрою пожар»

 

– Помимо нецензурной брани нам нередко поступают ложные звонки о чрезвычайных ситуациях, – рассказывает Галина Генералова. – Был случай, одна бабушка несколько раз сообщала, что у нее в квартире пожар. Не отреагировать на такое сообщение мы не могли, посылали по адресу пожарную технику. По прибытии на место пожарные обнаруживали, что никакого пожара нет.

 

Раздался очередной звонок. Женщина сообщила, что не может попасть в квартиру, у нее украли ключи. Диспетчер переключает ее на спасотряд, но через несколько минут она опять звонит и требует, чтобы к ее дому прислали пожарную автолестницу. Дело в том, что спасатели готовы были выехать по адресу и помочь несчастной – выломать дверь. Но женщина отказалась от их услуг, так как ей не хотелось портить хорошую входную дверь.

 

– Мы не можем предоставить вам автолестницу, – объяснила Галина Степановна. – Не имеем права. Автолестница выезжает только на чрезвычайные ситуации, где есть угроза жизни, например, пожар или в квартире оказались запертыми дети, пожилые люди. У вас ведь никакой угрозы нет.

 

Но женщина не унималась: «Значит, чтобы ко мне приехала автолестница, мне нужно устроить пожар? Сейчас я его устрою, и вы все равно ко мне приедете». Галина Степановна терпеливо объясняет женщине, что пожар – это не выход из сложившейся ситуации.

 

– Где вы устроите пожар? На лестничной площадке? В квартиру-то вы все равно не попадете, – говорит диспетчер, пытаясь успокоить женщину. – Лучше свяжитесь с фирмой, которая устанавливала вам дверь, у них должны быть либо запасные ключи, либо мастер, который вскроет вашу дверь.

 

Видимо, совет помог, женщина больше не перезванивала. Однако, по словам диспетчеров, случаи, когда горожане устраивали пожар, чтобы попасть в квартиру, были.

 

Все эти истории, конечно, безобразие. Как пояснила Инна Стрельникова, ежедневно операторы службы спасения регистрируют до ста ложных вызовов и нелепых «левых» звонков.

 

– Увы, многие наши сограждане просто не задумываются, что как раз в то время, когда диспетчер, исполняя свой долг, берет информацию от очередного хулигана, по горячему телефону безуспешно пытается дозвониться человек, которому угрожает реальная опасность, – с грустью говорит Инна Стрельникова. – Между тем бывают очень тяжелые дежурства, когда одно ЧП сменяется другим: то пожар, то ДТП, то еще что-нибудь.

 

Промедление смерти подобно

 

На первый взгляд кажется, что работа диспетчера службы спасения – отвечать на телефонные звонки. Это далеко не так. Если на пульт службы поступает сообщение, например, о пожаре, диспетчер координирует все действия пожарных. Первым делом он уточняет адрес, записывает фамилию звонившего, а также контактный телефон. Параллельно диспетчер сообщает о случившемся в пожарную часть. При этом не просто называет адрес, но и говорит, сколько техники надо направить.

 

– Количество техники мы можем определить по количеству звонков, – поясняет Инна Юрьевна. – Например, горели сараи на улице Тентюковской. Нам поступило более 30 звонков. Значит, пламя высокое, пожар достаточно сильный. Мы направили туда несколько машин. Но на этом наша работа по каждому конкретному пожару не заканчивается, мы постоянно на связи с пожарными, которые ликвидируют последствия. Все их действия мы фиксируем в компьютере: во сколько поступил звонок, во сколько выехал пожарный караул, во сколько пожарные приступили к ликвидации, запрашиваем, нужна ли помощь, отмечаем, когда пожар был локализован и когда ликвидирован, есть ли пострадавшие, какой материальный убыток причинен в результате возгорания…

 

Диспетчеры отслеживают не только пожары, но и другие чрезвычайные ситуации. Например, если кто-то заблудился в лесу, диспетчеры отправляют на поиски спасателей. Они постоянно на связи с теми, кто сообщил о беде, с милицией, с другими службами. Их работа не видна, но именно они, первыми получив сигнал о помощи, поднимают «на ноги» все службы.

 

– Самое тяжелое – это когда узнаешь, что кому-то помочь не смогли, – рассказывает Галина Генералова. – Однажды нам позвонил мужчина. Он кричал в трубку: «Приезжайте быстрее, мужик висит в окне, сейчас упадет». Я ему говорю, мужчина, назовите адрес, а он мне в ответ: «Сейчас упадет, приезжайте». Я тоже начала кричать в трубку: «Адрес назовите, куда технику направлять?» Несколько минут я пыталась добиться адреса, вскоре все же он сказал, что это происходит в Эжве. Я стала набирать спасотряд, который находится в Эжвинском районе, а параллельно пыталась добиться от звонившего точный адрес – улицу, дом. Но вдруг услышала в трубке: «Все, сорвался…», а потом шлепок. Жутко. В мою смену в Сыктывкаре произошел жуткий случай, о котором писали в газетах: бабушка выбросила внука из окна.

 

Подобные сообщения кого угодно могут выбить из колеи, но диспетчерам нельзя «распускать нюни». Хладнокровие помогает им действовать быстро и четко. Промедление может стоить жизни. Самостоятельно по телефону оказывать помощь диспетчеры службы спасения не имеют права. Хотя были случаи, когда, просто поговорив с человеком, они предупреждали несчастные случаи.

 

– Однажды ночью на 01 позвонила женщина, – вспоминает Галина Генералова. – По голосу было понятно, что она слегка выпившая. Женщина стала жаловаться на жизнь, а потом заявила, что повесится. Я спросила у нее, кто еще есть дома. Она ответила, что дочка. Тогда я попросила ее представить картину, которую увидит ее дочь, когда проснется. Еще немного поговорив, женщина успокоилась, поблагодарила, что ее выслушали.

 

Вообще, по словам диспетчеров, их благодарят крайне редко. Как правило, звонящие ругаются. С одной стороны, их можно понять, когда люди попадают или становятся свидетелями каких-нибудь чрезвычайных ситуаций, они зачастую впадают в панику, у них начинается истерика. Диспетчерам приходится выступать в роли психологов, успокаивать, выяснять, что случилось и где…

 

Около одиннадцати часов вечера на пульт службы спасения поступило сообщение о пожаре в многоквартирном доме в Лесозаводе. Я решила ехать с пожарными, но, пока спускалась, бригада уже выехала. По нормативам пожарные должны собраться и выехать на пожар за минуту. Мне показалось, что они сделали это гораздо быстрее.

 

В целом мое «дежурство» прошло весьма спокойно: серьезных пожаров, ДТП или других чрезвычайных ситуаций в городе зарегистрировано не было. Галина Генералова и Инна Стрельникова были этому очень рады. Ведь каждое ЧП – это чье-то горе. Чем меньше их будет, тем лучше…

 

Елена МАКИНА.

 

Фото автора.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №141 (3575) - 31 июля 2007 года

В индивидуальном порядке намерены власти Ухты договариваться с местными предпринимателями

Во второй "волне" результаты снизились

Вниманию десантников всех возрастов, всех полков, бригад и дивизий!

Студенты из Франции помогали строить храм в Воркуте

Открылся сезон охоты

 №139 (3573) - 27 июля 2007 года

Около трети котельных готовы к зиме

В Сыктывкаре закрылись казино / Игровые клубы стали массово менять места прописки

Эпидемия лошадиного СПИДа

"Средневековое воинство" из республики приняло участие сразу в двух военно-исторических фестивалях

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 141 (3575)
31 июля 2007 года
вторник

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»