Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
28 июля 2007 года

Закрыть нельзя оставить

/ Попытки расформирования Коми научного центра помогло пресечь вмешательство руководителей республики и страны


П. Вавилов

Н. Хрущев

З. Панев

Уже больше года, то ускоряясь, то замирая, в России продолжается процесс реформирования Академии наук. Реформа предполагает сокращение количества институтов, научных сотрудников и технического персонала. Свыше 100 тысяч человек, работающих в научной сфере, остаются в неведении, будут ли сохранены их научные подразделения, не попадут ли они сами под сокращение. Предпринятые в наши дни преобразования в структуре Академии наук между тем не единственные, попытки ее реформирования бывали и раньше. Одно из них напрямую коснулось и академического научного центра в Сыктывкаре, более того, оно могло поставить крест на его дальнейшем существовании.

 

Самым драматичным в истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук периодом можно назвать 1959-1963 годы. Именно в это время он, тогда еще Коми филиал АН СССР, стоял перед реальной угрозой закрытия. Отстоять научный центр в Сыктывкаре удалось совместными усилиями ученых и местных властей.

 

Проблемы, всплывшие и обострившиеся в конце 50-х годов ХХ века, уходят корнями в 30-е годы прошлого столетия. Именно тогда президиум Академии наук нашей страны принял решение отказаться от экспедиций в периферийные районы и высказался за организацию в отдаленных провинциях постоянно действующих стационаров. Такой подход позволял более качественно изучать отдаленные от центра территории, к тому же научные центры на местах давали стимул экономическому развитию регионов, где они располагались. В качестве такого положительного примера можно назвать Коми республику, где лишь за первые десять  лет существования академического стационара удалось обосновать промышленное освоение месторождений угля и нефти, расширить видовой состав сельскохозяйственных культур и так далее.

 

Создание постоянно действующих стационаров в стране началось перед Великой Отечественной войной. Тогда удалось организовать Кольскую, Дальневосточную базы АН СССР, Уральский филиал. Эвакуация научных центров в годы войны в отдаленные районы страны тоже способствовала подъему научных исследований на их территориях. В 1943-1944 годах новые научные филиалы и базы появились в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Татарстане и Коми. В послевоенные годы их число увеличилось с семи до двенадцати.

 

Однако рост научных стационаров на территории огромного государства имел и некоторые отрицательные последствия. Увеличение их численности влекло за собой «утяжеление» структуры Академии наук, требовало значительных капиталовложений. В 1959 году на июньском пленуме ЦК КПСС был поднят этот вопрос. Тогда же было составлено поручение Совету Министров СССР приступить к мероприятиям по приближению научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций к производству с последующей их передачей под «юрисдикцию» совнархозов.

 

Уже на первом этапе реформирования все филиалы Академии наук были выведены из-под его подчинения, переданы Госкомитету Совмина РСФСР по координации научно-исследовательских работ. Это, с одной стороны, как бы приблизило науку к производству. С другой стороны, переподчинение привело к переориентации деятельности научных учреждений, которые занялись лишь решением прикладных задач. Вскоре выяснилось, что все филиалы теперь стали работать на уровне отраслевых институтов, дублируя их деятельность. Все чаще вставал вопрос: зачем нужны такие филиалы и какой прок от их работы?

 

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Коми филиал числился одним из самых молодых и малочисленных, не имел он в академическом мире и заступников-«тяжеловесов». А покровительство и заступничество к этому времени ему потребовалось. Спасти академическое учреждение от закрытия первым попытался председатель президиума Коми филиала Петр Вавилов. Петр Петрович, десять лет возглавлявший президиум Коми филиала, проявил себя талантливым организатором науки, по мнению коллег, безошибочно определявшим основные направления научных изысканий. Его слово и аргументы имели вес и у руководства республики. В описываемый период ему удалось заручиться поддержкой членов бюро Коми обкома партии. А те в свою очередь попытались доказать необходимость существования научного филиала в Сыктывкаре перед отделом науки, школ и культуры в бюро ЦК КПСС по РСФСР. В это же время П.Вавилову удалось полностью отказаться от навязанного решения сиюминутных, практических, производственных проблем, вывести работу филиала на академические рельсы. Мелкие отделы были объединены в крупные, выделены перспективные направления. Именно в это время, например, начались исследования по воздействию на окружающий мир радиации.

 

Однако московские чиновники к началу 60-х годов уже поставили крест на всей периферийной академической системе, и усилия одного филиала, противостоящего им, ничего изменить не могли. Разработка мероприятий по ликвидации научных центров отдаленных районов вовсю шла и в стенах Академии наук СССР. Президент АН СССР академик А.Несмеянов и вице-президент академик А.Топчиев предложили передать подразделения расформированных филиалов совнархозам. Существовала схема расформирования и Коми филиала. Институт геологии, отделы экономики и энергетики предусматривалось подчинить совнархозу. Отраслевым институтам передать отделы биологии растений и животных, почвоведения, леса. А отделы языка, литературы и истории, этнографии и археологии переходили под эгиду Коми государственного педагогического института.

 

Об этой схеме расформирования Коми филиала его руководитель Петр Вавилов узнал из приватной беседы. Сразу после этого он обратился за поддержкой к Председателю Совета Министров Коми АССР Зосиме Паневу. Зосима Васильевич уже вскоре отправился в Москву, чтобы попытаться «разрулить» сложившуюся ситуацию, которая не устраивала и власти республики. В столице страны он встретился с заведующим отделом ЦК КПСС по науке и технике В.Кирилиным. На состоявшейся встрече З.Панев жестко поставил вопрос о сохранении в Сыктывкаре научного подразделения, положительно охарактеризовав его работу и перечислив достижения: проделанные геолого-разведочные изыскания, открытие многочисленных месторождений, минеральных источников промышленного значения... На руку руководителям Коми республики сыграло и то, что достижения в промышленности, достигнутые в Коми АССР в послевоенные годы, были хорошо известны высшему руководству страны, в том числе Никите Хрущеву. Еще в 1957 году на совещании в ЦК КПСС Хрущев во всеуслышание заявил, что «Коми республика располагает несметными минерально-сырьевыми ресурсами, которые надо как можно быстрее поставить на службу советскому народу».

 

После разговора с З.Паневым В.Кирилин встретился по вопросу сохранения Коми филиала с Н.Хрущевым. Беседа завершилась «вердиктом», вынесенным главой государства: «В Сыктывкаре филиал закрывать нельзя. Коми республика уникально богата, перспективы развития здесь исключительны. Вычеркните его из списка ликвидируемых. Его надо не закрывать, а укреплять».

 

После тщательного анализа было решено сохранить еще три филиала – Уральский, Кольский и Дагестанский. В.Кирилин посоветовал руководителям этих регионов лично приехать в Москву и убедить Н.Хрущева в правомерности развития научных центров на их территориях. Что же касается судьбы других научных учреждений, их предопределило постановление Совета Министров СССР от 3 апреля 1961 года «О мерах по улучшению координации научно-исследовательских работ в стране и деятельности Академии наук СССР». Оно затрагивало будущее 92 научных учреждений, третьей части всех сотрудников Академии наук СССР. В итоге 51 институт и семь научных филиалов были ликвидированы либо переданы в министерства.

 

По возвращении из Москвы в Сыктывкар З.Панев вызвал к себе П.Вавилова и предложил, воспользовавшись ситуацией, с небольшой группой ведущих ученых Коми филиала съездить в Москву, тщательно продумав и представив первоочередные задачи. Поездка оказалась не напрасной, многие проблемы после нее стали решаться оперативнее. Коми филиалу, одному из немногих периферийный научных учреждений, удалось не только избежать расформирования, сохранить научный и материальный потенциал, но и во многом преумножить его. С этого же времени ученые из Сыктывкара перешли к прогнозированию перспективных направлений республики.

 

Этот рассказ не будет полным, если не упомянуть, что в 1965 году Совет Министров СССР ликвидацию научных филиалов и передачу их министерствам признал ошибочной. К концу 1970-х годов расформированные подразделения Академии наук были восстановлены, в последующие годы их количество увеличилось. Но реформы в системе академической науки после этого не сошли на нет. В 70-е годы вновь была предпринята попытка реформировать Коми филиал. На этот раз предполагалось передать его в состав Ленинградского научного центра. Снова, как и в первый раз, избежать свертывания научных исследований в Сыктывкаре помогла активная позиция республиканских властей. Но это уже другая, отдельная история.

 

Алексей САМАРИН,

 

сотрудник архива Коми научного центра.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №140 (3574) - 28 июля 2007 года

Жертвы блицкрига Для нескольких десятков коми солдат советско-финская война 1939-1940 годов обернулась пленом, лагерями, небытием

Архивы - обществу

Знамя Победы вручено городам и районам

Неизвестная "Точка"

Песни на родине Прометея Чисталева

Знаменательные даты / Июль-август

Потомок славной Эллады Воркутинский каторжанин архитектор Феофилакт Коимшиди разделил участь советских греков - еще одного заклейменного сталин

Старая открытка

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 140 (3574)
28 июля 2007 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»