Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
16 февраля 2013 года

Александр Хохлов: "На селе мы будем работать точечно"

Уже третий год в республике действует программа по содействию в трудоустройстве людей с инвалидностью. О том, как она реализуется и насколько востребована у тех, для кого она создавалась, наш разговор с заместителем начальника Управления Республики Коми
по занятости населения Александром Хохловым.

– Александр Владиславович, помимо тех мер поддержки, которые реализуются службами занятости, существует ведь еще закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Насколько эффективно работает этот закон?

– В Республике Коми квота на трудоустройство людей с инвалидностью установлена в размере 2 процентов от штатной численности работников при условии, что в организации работает не менее 100 человек. В 2012 году трудоустроено по квоте 417 человек. Много это или мало? Тут следует исходить из того, что в республике много предприятий, на которых граждане с инвалидностью в принципе не могут быть трудоустроены, даже при условии, что в организации работает больше ста человек, – это организации с вредными условиями труда, начиная от горнорудного комплекса и заканчивая обрабатывающими производствами. Конечно, там штат работников велик, но ведь невозможно, к примеру, весь технический персонал набрать из одних инвалидов. Поэтому мы должны честно признать, что квота в республике выполняется не в полном объеме.

Сейчас Министерство труда и соцзащиты РФ выступило с проектом закона о распространении механизма квотирования также и на те организации, в которых штатная численность меньше ста человек. На практике это означает, что в организациях с численностью от 35 человек можно будет заквотировать одно рабочее место. Мы обсуждали с председателем КРО ВОИ Маргаритой Колпащиковой, давно и успешно занимающейся решением проблем инвалидов в республике, возможности расширения квоты. С ее точки зрения, существующий механизм квотирования не очень современен, поскольку изначально предполагает создание каких-то особых условий, за которые мы потом спрашиваем с работодателя. Это притом что везде декларируются равные права и возможности.

Но специалисты нашего управления склоняются к мнению, что лучше, чтобы такой механизм квотирования существовал. Потому что перестроить полностью сознание всех работодателей так, чтобы они воспринимали человека с инвалидностью как равного среди равных, мы с вами не сможем. Да, у нас есть опыт Скандинавских стран, где работают и люди с ментальными нарушениями, и с серьезными физическими ограничениями. И если там такому человеку отказать в работе, можно нарваться на серьезный судебный иск. Но нужно отдавать себе отчет, что для создания точно таких же условий у нас требуется очень хорошо поработать и в плане аттестации рабочих мест, и в плане обеспечения должной охраны труда. На некоторые рабочие места работодатель сегодня не в состоянии принять даже тех, у кого и инвалидности нет, но просто есть какое-то заболевание: слишком у него тяжелые условия работы. Так что механизм квотирования должен быть. И мы рады, что сможем расширить его за счет организаций с численностью менее ста человек, потому что таких организаций у нас достаточно много.

– А насколько востребована у инвалидов такая форма поддержки, как создание специализированных рабочих мест?

– Я полагаю, что создание специализированных рабочих мест для людей с инвалидностью – это более современный метод работы. На практике это означает, что рабочее место, на котором будет работать человек с каким-то заболеванием, должно быть под него адаптировано. Это может быть как специальное программное обеспечение – ноутбук или компьютер, так и специальная мебель или просто условия труда. Даже если человек с инвалидностью занимается просто уборкой помещений, для него может быть приобретено специальное устройство по влажной уборке. Эти специальные рабочие места мы будем с каждым годом увеличивать. В 2011 году мы оборудовали 47 рабочих мест, в 2012 году – 55 и в текущем году планируем оборудовать 88 мест. Мы работаем с теми работодателями, которые понимают свою социальную ответственность, давно сотрудничают со службой занятости, и предлагаем им получить возмещение стоимости оснащения конкретного рабочего места. В среднем стоимость возмещения – 66 тысяч 200 рублей. Но она, конечно, складывается из того, какое оборудование нужно купить. В прежние годы это была твердая сумма в 50 тысяч рублей, не более и не менее, что вызывало справедливые вопросы у работодателей: ведь для кого-то требуется меньше средств на оборудование рабочего места, а для кого-то – и этой суммы мало. С этого года «потолок» возмещаемой суммы будет ограничен 100 тысячами рублей, при условии, если на работу принимается человек со значительными ограничениями здоровья.

Мы твердо поставили для себя задачу трудоустраивать людей и с первой группой инвалидности при условии, что у них есть в индивидуальной программе реабилитации показания к трудоустройству. Это могут быть и слабовидящие, и люди на колясках. Возможно как трудоустройство на дому с покупкой оборудования, так и непосредственно с выездом, но во втором случае встает вопрос доступности среды. Сейчас программа «Доступная среда» уже активно работает, но в первую очередь все же она больше реализуется в крупных городах республики, и надеяться на то, что повсеместно и одномоментно среда станет доступной, пока не приходится.

Мы направили в федеральные органы власти предложения по возможности оплаты и включения в должностные расписания центров по оказанию социальных услуг населению такой единицы, как сопровождающее лицо, или иначе – интегративный консультант. Некоторые страны уже работают с инвалидами по такой технологии. Консультант сопровождает маломобильного человека до рабочего места и встречает его с работы. На Западе сопровождением обеспечены и люди с ментальными особенностями, которые, возможно, могут даже потеряться в пути на работу, но на своем рабочем месте способны прекрасно выполнять определенные функции наравне со всеми иными работниками. Таких консультантов мы считаем необходимым привлечь за счет программных мероприятий. А вообще к проблеме включения инвалидов в активную жизнь мы только приближаемся. Прошедшая в декабре минувшего года конференция КРО ВОИ показала, что многие молодые инвалиды, желающие работать, не очень хорошо представляют себе, с какими проблемами им придется столкнуться, но мы рады их решимости эти проблемы преодолевать.

– С трудоустройством инвалидов в городах еще более-менее понятно. А вот как быть тем, кто проживает на селе? Сегодня там и абсолютно здоровым людям трудно найти работу…

– Что касается сельских районов, то что тут скрывать: ситуация там действительно непростая. И тут мы должны сказать большое спасибо районным центрам занятости и центрам по оказанию социальных услуг населению, которые работают в тесном партнерстве и индивидуально подходят к каждому человеку с инвалидностью, выстраивают индивидуальную реабилитационную траекторию, тщательно подбирают оборудование, составляют индивидуальный график работы. Например, предлагают человеку работать не пять, а три раза в неделю. Ему так легче, потому что в селе есть проблемы с транспортом. Индивидуально многое можно решить. В Прилузском, Усть-Цилемском, Троицко-Печорском районах в прошлом году мы трудоустроили на специальные рабочие места по 5-6 человек с инвалидностью. Это хорошие показатели, учитывая сложность проблемы вообще.

Кроме того, мы планируем в центрах занятости внедрять новую технологию трудоустройства, уже успешно апробированную московской организацией инвалидов «Перспектива». Нас очень заинтересовал их опыт работы клуба инвалидов, ищущих работу. Технология предусматривает, что с помощью психологов человек с инвалидностью наилучшим способом узнает себя, также он получает информацию о рынке труда и своем возможном месте работы. Более того, он может предварительно познакомиться с рабочим местом, с коллективом и сложившимися в коллективе отношениями. Это позволяет ему сопоставить свои возможности с реальностью и выбрать для себя оптимальный вариант деятельности и рабочий график. Попробуем в Печоре в этом году трудоустроить по такой технологии людей со значительными ограничениями в здоровье.

– Несмотря на то что сейчас вопросам трудоустройства инвалидов уделяется очень большое внимание, сами-то инвалиды почему-то не очень торопятся устраиваться на работу. Как Вы считаете, в чем здесь причина?

– По последним данным, на учете по безработице в центрах занятости находится 769 человек, и, возможно, количество их будет расти, поскольку, по оценке органов медико-социальной экспертизы, в республике сегодня до 14 тысяч инвалидов трудоспособного возраста не работают и нуждаются в содействии в трудоустройстве.

Многие из тех, у кого есть показания к труду, не верят в то, что в центре занятости им помогут, и потому не приходят к нам. Некоторые не верят в собственные силы, а есть и такие, которые не хотят работать из-за несовершенства нашего законодательства. Ведь если дополнительно к пенсии человек с инвалидностью будет получать даже небольшую зарплату, это может сказаться на субсидии по оплате ЖКУ. К примеру, придет инвалид работать по скользящему графику на пять тысяч и при этом потеряет две тысячи субсидии. Зачем это ему? Конечно, он лучше останется дома.

Над этой проблемой мы тоже, конечно, будем работать. Необходимо, чтобы и труд человека с инвалидностью оплачивался, и меры социальной поддержки для него сохранялись, и качество жизни данных граждан повышалось.

– Есть ли какие-то данные по результатам прошедших лет о том, надолго ли задерживаются инвалиды на обустроенных для них местах?

– Да, хорошо, что Минтруда и социальной защиты РФ запустило с 2013 года мониторинг закрепляемости лиц с инвалидностью на рабочих местах. Согласно данным проведенного нами месяц назад мониторинга в Коми 83% лиц с инвалидностью, которые приступили к работе в минувшие два года, продолжают работать на этих местах. По большому счету для нас это не очень хороший показатель. Нам казалось, что на специальных рабочих местах более 90% инвалидов закрепится. С другой стороны, это же нормальная жизнь и это естественные процессы. Надо порадоваться за всех работников, к примеру, таких городов, как Ухта и Сыктывкар, что у них есть возможность выбирать, где им лучше и выгоднее в материальном плане работать. В крупных городах много вакансий, и трудоустроенные на специально оборудованные рабочие места граждане нашли более высокооплачиваемую работу. А работодателю, естественно, не так просто сразу найти нового кандидата для работы на специализированном рабочем месте даже с помощью специалистов центра занятости. Но главное, что оборудованные рабочие места все равно остаются. И мы будем предлагать их другим людям.

Беседовала Галина ГАЕВА.

Фото автора.

 

 

Мы твердо поставили для себя задачу трудоустраивать людей и с первой группой инвалидности при условии, что у них есть в индивидуальной программе реабилитации показания к трудоустройству.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №26 (4903) - 15 февраля 2013 года

"Восток лучше не трогать" / Ветеран боевых действий в Афганистане считает, что войска в эту страну вводить было нельзя

Павел Павлов: "Исследуя ДНК, поймем, откуда пришли древние коми"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 27 (4904)
16 февраля 2013 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»