Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
25 января 2008 года

Александр Шуклин: "Для прокурора превыше всего закон"

Почти два года, с марта 2006 года, прокуратуру республики возглавляет Александр Шуклин.

Вскоре после его назначения последовал ряд

громких уголовных дел, возбужденных прокуратурой,

в отношении должностных лиц и чиновников.

Например, бывшего заместителя министра промышленности и энергетики РК Виктора Стоцкого

и бывшего депутата троицко-печорского районного совета Альберта Истомина. Борьба с коррупцией остается актуальной для всех силовых структур.

О том, что же мешает полностью искоренить

это зло, и о многом другом Александр Шуклин

рассказал в интервью нашему корреспонденту.

– Александр Иванович, прежде всего хочется поздравить вас и ваших коллег с прошедшим праздником – Днем работников органов прокуратуры. Прокуратуру называют не только оком государевым, но и карающим мечом государства. Между тем прокурор России Юрий Чайка отмечал, что приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры должна стать правозащитная деятельность. Что у нас делается в этом направлении?

– Наша главная цель – обеспечить правовые гарантии граждан в самых разных аспектах жизни: от права человека на «теплые батареи» до возможности безопасно передвигаться на транспорте и быть защищенным от произвола чиновников. Всего в прошлом году было выявлено более 23 тысяч нарушений. Каждое третье, то есть 7310 нарушений, касалось соблюдения прав и свобод гражданина. Исходя из того, что у нас 30 процентов жалоб и заявлений удовлетворяется, несложно посчитать, что обращения более семи тысяч жителей были удовлетворены, то есть были восстановлены их права.

Например, это касается трудового права. В прошлом году нам совместно с правительством республики и другими контролирующими органами удалось значительно сократить задолженность по заработной плате на действующих предприятиях. Если в начале 2007 года она составляла более 18 миллионов, то к концу года – чуть более четырех миллионов рублей. С учетом предприятий-банкротов в течение года были погашены долги по зарплате в размере порядка 72 миллионов рублей. Однако сказать, что в этой области нарушений больше нет, нельзя. Поскольку даже одна невыплаченная заработная плата – это нарушение законных прав жителя республики.

Особое внимание мы уделяли и социальной защите пенсионеров в части предоставления различных социальных льгот и выплат. Вспомните, в начале прошлого года были серьезные проблемы с лекарственным обеспечением. Мы проверяли Министерство здравоохранения, Фонд медицинского страхования, вносили представления, обращались в суд. Ряд лиц был привлечен к дисциплинарной ответственности. В результате выдача лекарственных препаратов обязательной категории наладилась. Если раньше было около 30 тысяч неисполненных рецептов, то сейчас – около четырех тысяч.

На мой взгляд, проблема пожарной безопасности также относится к нашей правозащитной деятельности. И здесь мы проделали огромную работу. У нас практически не было фактов возгораний на социально значимых объектах – это школы, детские сады, интернаты, больницы и так далее. А почему? Потому что начиная с лета прокуроры городов и районов вместе с инспекторами госпожнадзора объехали все учреждения и проверили, как там соблюдается пожарная безопасность. Порой приходилось действовать жестко, закрывать объекты до устранения нарушений. Я считаю, что лучшее мерило, которым можно измерить деятельность и прокуратуры, и работников МЧС, и других контролирующих органов, – это отсутствие чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в прошлом году было выявлено и устранено 600 нарушений жилищных прав граждан. Как правило, нарушения касались незаконного передвижения очереди на предоставление жилья, незаконной постановки граждан на учет либо незаконного отказа в предоставлении жилплощади. 140 заявлений направлено в суд.

Практически в два раза активизировалась работа прокуроров в сфере защиты прав потребителей. За нарушение прав граждан на доброкачественную продукцию по постановлению прокуроров к административной ответственности было привлечено 150 человек. Только по фактам реализации некачественной спиртосодержащей продукции возбуждено 132 уголовных дела, из них 111 направлено в суд. К ответственности были привлечены люди, занимающиеся продажей суррогатов. Помните, какая волна отравлений и смертей была зафиксирована в конце 2006 – начале 2007 года. Больницы были переполнены больными токсическим гепатитом. В том, что удалось это остановить, на мой взгляд, огромная заслуга органов прокуратуры.

– Продолжим тему защиты прав граждан. Наша газета писала о ситуации вокруг гаражей, построенных в Сыктывкаре во дворе дома № 30 по улице Коммунистической. Они возведены на месте детской площадки. Ради гаражей варварски были снесены детская горка, качели, песочница и так далее. Помимо этого гаражи построены с нарушением проектной документации. По жалобе жильцов столичная прокуратура провела проверку, в ходе которой были выявлены некоторые несовпадения. Например, в республиканском Роспотребнадзоре были выданы разрешительные документы на строительство 15 индивидуальных гаражей. А в городской администрации проект прошел согласование на строительство 20 гаражей, что является нарушением статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». По этому факту в адрес столичной администрации было направлено представление об устранении нарушений. Однако в итоге было построено даже не 20, а 21 гараж. Кроме этого, имеются и другие несоответствия с проектом. На ваш взгляд, является ли это нарушением прав граждан?

– Этот вопрос был обозначен вами в декабре прошлого года. Я дал поручение провести проверку. Были привлечены специалисты для проведения анализа документов. Объем документов достаточный, проверка еще не завершена. Этот вопрос у меня на контроле. Безусловно, если будут выявлены нарушения, мы обязательно отреагируем. Я думаю, что и население, и журналисты понимают, что я при необходимости не боюсь испортить отношения с представителями власти. Ведь для прокурора в его деятельности превыше всего закон.

– Население и журналисты под этим понимают прежде всего борьбу органов прокуратуры с фактами коррупции. Нередко на скамью подсудимых попадают и высокопоставленные чиновники. Сейчас, например, Верховный суд РК рассматривает дело в отношении Юрия Гурова. Много ли подобных дел в отношении высокопоставленных чиновников?

– Разговор надо начинать с того, что если мы даем взятку, то мы сами поощряем взяточника. У нас, например, заявлений по взяточничеству чиновников крайне мало. В основном все коррупционные дела у нас возбуждаются по сведениям оперативных служб – МВД и ФСБ. В общей сложности в прошлом году было зарегистрировано 140 преступлений коррупционной направленности. Это и всем известное дело Юрия Гурова. А также дела в отношении В.Кузнецова и руководителя «Комиавтодора» В.Пронина, которые, правда, в конце прошлого года Следственный комитет прекратил. Мы их изучили и пришли к выводу, что там есть основания для дальнейшего расследования, поэтому вернули обратно.

Также ухтинский суд вынес приговор сотрудникам отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Ухте. Последнее уголовное дело было возбуждено в отношении сотрудника ухтинской администрации, который курировал организацию пассажирских транспортных перевозок.

140 преступлений – это много или мало? Конечно, с учетом масштабов явления этого недостаточно. Я имею в виду, что недостаточно выявляются такие преступления правоохранительными органами, но и от граждан, честно говоря, помощи мало. Все считают, что с этим злом должна бороться прокуратура, а как это сделать без помощи населения, без заявлений о тех или иных правонарушениях?

Проблема борьбы с коррупцией многогранна. И устранять ее – задача не только силовых структур. Взяточничество – это, безусловно, коррупционное преступление. А злоупотребления чиновников своими обязанностями? Например, имеет чиновник возможность своевременно выделить земельный участок, но не выделяет. Или выделяет своему знакомому там, где не положено. Как, например, было в одном из близлежащих районов. Там выделялись земельные участки якобы под подсобные хозяйства. А на деле на них строятся коттеджи. Чтобы коттеджи на них были законными, предоставляться эти участки должны на конкурсной основе. А коль для подсобного хозяйства, то тогда эти участки выделяются в порядке простой очереди. Причем в этом случае и очередность не всегда соблюдалась.

Прокурор Сыктывдинского района опротестовал строительство. Но что интересно, администрация признала незаконным выделение участков учителям и врачам, а остальным признала законным. Вот вопрос: коррупция присутствует?

Кстати, у нас сейчас создан отдел по борьбе с коррупцией. Так как расследованием сейчас занимается Следственный комитет, то основная задача нового отдела – это аналитика, проведение мероприятий, связанных с государственной и муниципальной службой. Там тоже немало проблем, например, с образовательным цензом, когда люди занимают те или иные должности, не имея необходимого образования.

Безусловно, большая часть населения сталкивается с коррупцией даже не во властных структурах, а на уровне жилищно-коммунального хозяйства, школ, детских садов. Это можно искоренить, если население будет информировать нас о фактах вымогательства или взяточничества, а не поощрять мздоимцев.

– В конце прошлого года Следственный комитет при Прокуратуре РК возбудил уголовное дело в отношении начальника УБЭП МВД по РК Игоря Туршатова. По мнению адвоката задержанного, причиной ареста послужили коррупционные дела, которые расследовали сотрудники управления. В частности, в газете «Коммерсант» сообщается, что подчиненные господина Туршатова занимались проверкой полученной ими оперативной информации о прошедшем летом прошлого года в Сыктывкаре тендере на приобретение одного из самых крупных магазинов в центре города – «Электроника». Сыщики УБЭП получили сведения о том, что за содействие в положительном решении этого вопроса якобы было заплачено восемь миллионов рублей. Послужит ли эта информация поводом для проведения прокурорской проверки?

– Я газету «Коммерсант» не читал, но мне предоставили выдержки. Достаточно серьезное заявление представлено в этой публикации. У меня возникло много вопросов, в том числе и к журналистам. В частности, сложилось впечатление, что журналисты осведомлены об оперативно-розыскной деятельности. У нас в прокуратуре таких данных нет. Я дал поручение провести проверку в части, связано ли возбуждение уголовного дела в отношении Туршатова с его действиями, направленными на выявление коррупционеров.

– На одной из встреч с журналистами вы отметили, что в прошлом году было зафиксировано снижение преступности в целом. Однако в середине 2007 года наблюдался рост подростковой преступности. Между тем профилактикой преступности среди несовершеннолетних занимается огромное количество структур. В вашем ведомстве также есть подразделение по профилактике подростковой преступности. Что необходимо изменить для более эффективной работы в этом направлении?

– У нас нет отдела по профилактике подростковой преступности. Есть помощник прокурора, начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства о несовершеннолетних. Этот отдел занимается не только профилактикой, но и прежде всего надзором за органами исполнительной власти по исполнению законодательства о несовершеннолетних.

Рост детской преступности действительно был, но благодаря проведенным мероприятиям к концу года нам удалось выйти на уровень 2006 года. С чем это связано? Растет количество имущественных преступлений. Как правило, это кражи сотовых телефонов. Настораживает то, что сейчас все чаще на преступления идут учащиеся. Кто виноват? Все – школа, семья, общество.

Раньше несовершеннолетние были при деле – кружки, секции и так далее. А сейчас что? Где, к примеру, в Сыктывкаре есть залитые хоккейные коробки? Может быть, они где-то есть, но я не видел ни одной. Спортивные кружки – платные. Сейчас дети не знают, куда себя деть. Зато в городах огромное количество игровых заведений, по телевидению целыми днями крутят фильмы про убийства, идет пропаганда насилия. Я считаю, что проблему эту надо решать в комплексе. Нужна хорошая программа. Надо вкладывать деньги, проявлять заботу.

– Что в деятельности прокуратуры вас не устраивает, что хотелось бы изменить?

– Да много чего не устраивает и много чего хотелось бы изменить. Прежде всего хотелось бы повысить эффективность работы, чтобы у населения было больше доверия к прокуратуре, хотя понимаю, что этого очень сложно добиться.

Есть и негативные явления, которые хотелось бы искоренить. Это чиновничий подход к работе, формализм. Все работники прокуратуры нацелены на удовлетворение тех жалоб, которые обоснованы. С жалобами, которые требуют более длительной проработки, сложнее. Там формализм и присутствует. Но с другой стороны, у нас сейчас в прокуратуре работает около 250 оперативных сотрудников, а разрешать приходится порядка 18 тысяч жалоб в год. Чтобы досконально разобраться в той или иной ситуации, надо опросить массу народа, изучить документы, вникнуть в суть проблемы. Но тем не менее хотелось бы большей отдачи.

Беседовала Елена МАКИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №13 (3687) - 25 января 2008 года

Наследство Ахметыча / Какова судьба экзотического хозяйства знаменитого фермера?

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 13 (3687)
25 января 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»