Ваш Выбор / Страница Избиркома РК |
6 декабря 2012 года |
Международных стандартов не существует / Сравнительный анализ мировых избирательных систем позволяет определить особенности при организации выборов
Избирательная комиссия Республики Коми продолжает знакомить читателей газеты «Республика» с публичной лекцией председателя ЦИК России «Сравнение российской избирательной системы и направлений ее модернизации с зарубежными аналогами», с которой Владимир Евгеньевич Чуров выступил в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках семинара для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). В прошлом номере газеты были затронуты две темы – назначение выборов и требования к политическим партиям. Сегодня предлагаем рассмотреть вопросы, связанные с законодательством о выборах депутатов законодательных (представительных) органов и выборами глав (губернаторов) административных единиц. Законодательство о выборах депутатов национальных парламентов – законодательных (представительных) органов В большинстве государств мира структура выборных органов и применяемая избирательная система остается относительно стабильной. Изменения в структуре представительных органов происходят редко, но имеют место. Например, в 2009 году Стортинг Королевства Норвегия был преобразован из двухпалатного в однопалатный. В начале ноября 2012 года правящая в Турции Партия справедливости и развития официально внесла на рассмотрение парламента законопроект о внесении в конституцию страны изменений, предполагающих превращение республики из парламентской в президентскую, уже следующий президент Турции должен быть избран прямым всенародным голосованием. Изменяется и система распределения мандатов. В последние годы общемировой тенденцией становится смена мажоритарной избирательной системы на иную: на смену чаще всего приходят смешанная либо полностью пропорциональная система. Эта тенденция оформилась в 1993 году, когда на референдуме в Италии был поднят вопрос о переходе от мажоритарной избирательной системы к смешанной. С того времени от мажоритарной избирательной системы отказалось более 30 государств, большинство из которых перешло к полностью пропорциональной избирательной системе. Существуют и примеры поиска альтернативных систем голосования. Например, в Великобритании – оплоте применения мажоритарной избирательной системы относительного большинства – в мае 2011 года в ходе референдума была осуществлена попытка перехода на парламентских выборах к системе альтернативного голосования. Однако большинство избирателей (67,9 процента принявших участие в голосовании при явке в 42,2 процента) не поддержали реформу избирательной системы и высказались за использование мажоритарной системы. Вопрос о переходе от смешанной к пропорциональной избирательной системе на парламентских выборах может быть поставлен и на Украине. В Российской Федерации, помимо уже принятых федеральных законов, еще ряд инициатив оформлен в виде законопроектов и находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В частности, 16 февраля 2012 года в Государственную Думу Президентом Российской Федерации был внесен законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Он подразумевает введение иной, чем использовалась в течение двух последних электоральных циклов, системы выборов депутатов Государственной Думы. Предполагается и новый порядок формирования Совета Федерации, предусматривающий две различные процедуры наделения полномочиями членов Совета Федерации: представителя от законодательного (представительного) органа и представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Выборы глав (губернаторов) административных единиц Еще одной новацией российских выборов стал возврат к прямым выборам глав субъектов Российской Федерации. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается непосредственно гражданами на основе впервые применяемого порядка выдвижения кандидатов, устанавливающего в качестве обязательного условия для выдвижения получение поддержки депутатов представительных органов и глав муниципальных образований. Анализ применения так называемого муниципального фильтра на губернаторских выборах показал, что он может стать альтернативой сбору подписей на федеральных выборах. Это прозрачная процедура, число необходимых подписей сокращается в 10-12 раз, возрастает ответственность представителей муниципалитетов за поддерживаемого кандидата. Среди политологов имеет место позиция, что изменение количества и порядка сбора подписей кандидатом на должность президента любого государства может стать причиной серьезных изменений в политической сфере. В мировой практике выработаны различные требования к кандидатам на пост президента. Один из примеров – выборы президента Французской Республики. Действующее законодательство едва не вывело из президентской гонки Марин Ле Пен, дочь известнейшего политика, непременного участника предыдущих президентских кампаний Жан-Мари Ле Пена. Марин Ле Пен, сменившая своего отца на посту председателя Народного Фронта, столкнулась с серьезными трудностями при сборе необходимых для выдвижения своей кандидатуры 500 подписей выборных должностных лиц, представляющих не менее чем 30 различных департаментов и территорий Франции, – депутатов, мэров, членов региональных советов и иных лиц, занимающих выборные должности. Но, несмотря на трудности при выдвижении, в первом туре выборов ей удалось уверенно занять третье место с результатом 17,9 процента голосов избирателей, что ниже показателя победителя первого тура Франсуа Олланда лишь на 10 процентов. У этой нормы есть очевидные преимущества, так как она заставляет политиков искать поддержки по всей Франции. Подписи в поддержку кандидатов подлежат публикации, что сильно затрудняет сбор фиктивных подписей. Прямые выборы глав исполнительной власти субъектов федеративных государств в мировой практике являются достаточно распространенным явлением. Всеобщие прямые выборы глав субъектов существуют в таких зарубежных государствах, как Аргентинская Республика, Федеративная Республика Бразилия, Соединенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Мексики, Федеративная Республика Нигерия, и в ряде иных. Применяется и система непрямых выборов глав субъектов федераций, а именно: местными законодательными или представительными органами. Ее используют такие федеративные государства, как Австрийская Республика, Федеративная Республика Германия. Схожая система существует и в бывших британских доминионах Австралии и Канаде, с тем лишь отличием, что в этих государствах сохранился институт губернаторов и генерал-губернаторов, представляющих королеву, в то время как реальная власть в субъекте федерации сосредоточена в руках формируемого законодательным собранием правительства провинции или территории. Продолжение материала в следующем номере газеты «Республика». |