Ваш Выбор / Страница Избиркома РК |
17 января 2008 года |
Один кандидат - один фонд
Участники президентской кампании еще в декабре открыли свои избирательные счета. Отличается ли в чем-то порядок формирования избирательных фондов кандидатов на думских и президентских выборах? За разъяснениями на эту тему мы обратились к заведующему юридическим отделом Избиркома РК Дмитрию Митюшеву. «В принципе схема такая же, как и на парламентских выборах. Кандидаты создают свои фонды, в них поступают деньги и тратятся претендентами же. Разница лишь в том, что нет региональных фондов, а есть только один фонд у каждого кандидата. Размер избирательного фонда такой же – 400 млн. рублей. На президентских выборах кандидат может внести до 10 процентов собственных денег от «потолка» расходов: на основных выборах – до 40 млн. рублей, при повторном голосовании – еще до 10 млн. рублей», – пояснил Д.Митюшев. Он отметил, что до половины средств в кандидатский фонд имеет право внести партия, которая выдвинула кандидата. Остальное – пожертвования от граждан и юридических лиц. Один гражданин может внести до 6, а юридическое лицо – до 28 млн. рублей. На парламентских выборах кандидаты также могли внести средства в избирательный фонд партии, но только как рядовые граждане – до 50 тыс. рублей. Будут ли в будущем расти размеры избирательных фондов? «Нынешняя динамика такова. На президентских выборах в 2004 году «потолок» составлял 300 млн. рублей. Сейчас – 400 млн. рублей. О дальнейшем увеличении максимума допустимых по закону расходов, насколько известно, ни в Госдуме РФ, ни в Совете Федерации речи пока не ведется», – полагает Д.Митюшев. Он сослался на мнение специалистов Центризбиркома РФ, которые считают, что средств, предусмотренных законом, вполне достаточно для проведения избирательных кампаний. Важнее более строго и тщательно контролировать, чтобы деньги не шли, минуя фонды. Решить это можно, улучшая взаимодействие между избирательными комиссиями и правоохранительными органами. Любая информация о средствах, которые тратят кандидаты, имеет значение для избирательного процесса. Тайна вклада на специальные избирательные счета не распространяется. Это деньги не кандидатов, а жертвователей. Кандидат должен представить два отчета: первый – при регистрации, второй – в течение месяца после выборов. В ходе избирательной кампании публикуется информация о движении средств, но не всех, а лишь тех, что предусмотрены законом. Финансовые отчеты публикуются в СМИ, ведь происхождение денег влияет на ход избирательной кампании. Владимир РАЗУВАЕВ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |