Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
27 июля 2007 года

Олег Казарцев: "Рынок услуг ЖКХ не должен ущемлять интересы жильцов"

Реформа ЖКХ, когда речь идет о выборе жильцами многоквартирных домов способа управления домом, напоминает картину «Витязь на распутье». Для жильцов сегодня существует возможность выбрать для себя управляющую организацию. Или – организовать товарищества собственников жилья (ТСЖ). Или не делать ни того, ни другого – и тогда неопределившийся дом будет выставлен на торги для заинтересованных в его обслуживании компаний.

 

Люди оказались перед выбором: с одной стороны, хочется жить в отремонтированных подъездах, с добротными кровлями, ухоженными участками дворовых территорий. С другой стороны, беспокоит перспектива повышения тарифов на услуги ЖКХ. В итоге по республике лишь в 16 процентах жилфонда люди определились со способом управления домом. О том, как решается эта проблема в Ухте, рассказывает руководитель администрации города Олег Казарцев.

 

– Раньше на протяжении нескольких лет в структуру ЖКХ Ухты входили Управление ЖКХ, Служба заказчика и обслуживающие организации (обслуживавшие жилфонд города). У Службы заказчика тогда было две функции. Во-первых, это наблюдение со стороны муниципалитета за качеством деятельности всех предприятий на рынке жилищно-коммунального сервиса, во-вторых, служба и сама производила работы по обслуживанию на социально значимых объектах, таких как детские сады, школы. Сегодня система ЖКХ меняется. Служба заказчика прекращает свое существование. Управление жилищно-коммунального хозяйства теперь наблюдает от имени муниципалитета за качеством деятельности предприятий на рынке жилищно-коммунального сервиса. Соответственно дома переходят к управляющим организациям, в которые выросли за несколько лет ответственной работы бывшие обслуживающие организации.

 

– Почему Служба заказчика раньше была нужна, а сегодня потребность в ней отпала?

 

– С 2003 года на рынке обслуживания жилья появились и зарекомендовали себя частные организации. За этот период в сфере услуг ЖКХ на плаву остались те, кто добросовестно выполняет свои функции. Также за это время в Ухте была наработана общая схема взаимодействия в жилищно-коммунальном секторе между всеми участниками рынка услуг и создана правовая нормативная база, что немаловажно. Ухта сегодня обеспечена достаточно сильной законодательной основой, особенно по реализации положений нового Жилищного кодекса РФ, принятого в 2004 году. Поэтому могу с уверенностью сказать, что мы готовы доверять жилье тем управляющим организациям, которые хорошо зарекомендовали себя в городе и выросли из формы обслуживающих организаций. Они не подведут ни население, ни муниципалитет. Теперь пришло время выводить эти организации на прямую схему работы с жильцами многоквартирных домов. Кстати, у нас уже отработана и практика прямого поступления средств от населения за услуги ЖКХ на расчетные счета управляющих организаций.

 

– Вы говорите об управляющих организациях. Но ведь по Жилищному кодексу существует и другой способ управления домом – товарищества собственников жилья (ТСЖ). Насколько сложно ухтинцам самоорганизоваться в ТСЖ и зарегистрировать товарищество?

 

– Вы знаете, тут в первую голову надо бы не о сложности организации ТСЖ говорить, а о целесообразности так организовываться. Ведь при такой форме управления домом жильцы встанут перед необходимостью содержать дом целиком на свои средства, включая и возможные крупные статьи по ремонту кровли, лифтовому хозяйству и т.п. Насколько новым, неизношенным должен быть такой дом, насколько небедными и сплоченными его жильцы, чтобы «потянуть» такую форму управления...

 

– Скажите, а выбор управляющей организации каким порядком осуществляется?

 

– На самом деле процесс этот трудоемкий, и он описан в Жилищном кодексе РФ. Но в общем-то управляющей организации нужно собрать в свою пользу простое большинство голосов жильцов дома (свыше 50 процентов собственников помещений). Это может происходить на общем собрании жильцов с представителями управляющей организации или путем заочного голосования (через письменный документооборот управляющей организации с жильцами). Затем оформляется протокол решения собрания (или заочного голосования жильцов) в пользу принятого ими решения. По моим личным наблюдениям, сегодня наши ухтинцы более склонны доверять проверенным временем управляющим организациям, выросшим из знакомых им обслуживающих организаций. Люди видят, что, несмотря на некоторые мелкие трения с бывшими эксплуатационными конторами, аварийных ситуаций практически не случается, обслуживание домов осуществляется согласно нормам и правилам.

 

А вообще, выбор управляющей организации очень напоминает избирательную кампанию в части сбора наказов от населения будущим депутатам. Ведь жильцы должны поставить свою подпись в пользу той или иной управляющей организации. А для этого им нужно разъяснить, в чем же приоритеты одной организации перед другими. В Ухте фактическую координацию процесса входа в работу управляющих организаций взял на себя муниципалитет. У нас был проведен цикл рабочих совещаний с участием основных «игроков» на рынке эксплуатационных организаций. Также были оговорены условия их работы в новых условиях на рынке ЖКХ. То есть обсуждены основные положения типового договора, который будет заключаться между жильцами и управляющей организацией дома. Мы координируем договорные отношения таким образом, чтобы предприятия имели добрую деловую репутацию перед жильцами и перед муниципалитетом. Чтобы работали честно, не ущемляя интересы жильцов.

 

В некоторых позициях договорного эталона нами даже были учтены положения, работающие исключительно в пользу жильцов.

 

– Например?

 

– Мы сохранили обязательства управляющих организаций перед жителями дома в случае каких-либо неисправностей. Ведь Жилищный кодекс трактует просто, сколько денег заплатили, столько управляющая организация и должна потратить. Существует перечень работ, за выполнение которых управляющие организации несут ответственность. В случае недофинансирования управляющая организация снимает с себя ответственность за состояние жилфонда. Мы же четко прописали, что управляющие организации отвечают головой за все, что происходит с управляемыми ими домами.

 

– Какие еще тонкости и подводные течения видятся вам в процессе выбора формы управления домом жильцами?

 

– Скажу о том, что отказ жильцов выбирать форму домового управления чреват тем, что их дом будет выставлен на торги после предварительной оценки стоимости его эксплуатации. И новые управляющие организации, которые выиграют тендер, уже не будут подпадать под принятое муниципалитетом годовое ограничение роста тарифа не более 15 процентов. Ясно, что жильцы проиграют.

 

– Скажите, реально ли до 1 января 2008 года завершить процесс выбора способа управления по Ухте?

 

– Действительно, во исполнение спущенных из федерального центра сроков Госсовет РК принял решение завершить выбор способа управления до 1 января 2008 года. Мы в Ухте предполагаем, что вплотную приблизимся к намеченному руководством республики сроку.

 

– Скажите, на ваш взгляд, какой способ управления многоквартирным домом наиболее выгоден рядовому жильцу?

 

– Пожалуй, не буду оригинален, если скажу, что следует выбирать управляющую организацию из числа тех, кто уже положительно себя зарекомендовал ранее в городе в качестве обслуживающей организации и идет к жильцам с доверенностями от муниципалитета.

 

Ведь, повторюсь, после 1 января 2008 года при проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций среди неопределившегося жилфонда будет выставляться реальная цена, реальный тариф обслуживания. А ведь ни для кого не секрет, что какое-то время рост тарифа искусственно сдерживался государством. Но по закону никто не имеет права сдерживать рост тарифа в случае прихода на рынок новой управляющей организации. А значит, на тендер будет выноситься реально подсчитанная сумма на содержание дома. В эту сумму включается все до копейки. Понятно, что квартплата вырастет сразу же. Поэтому, повторюсь, жильцам все-таки надо принимать решение по форме управления домом.

 

– Но некоторые управляющие организации в борьбе за куски пирога под названием «жилфонд», наоборот, бравируют тем, что они смогут понизить текущие расходы на экс-плуатацию дома. Реально ли это?

 

– Давайте посмотрим, что это за реальность. Конечно, может прийти некая компания и пообещать снижение тарифов в пределах 10 процентов. Но за счет чего? Путем исключения из перечня работ пары-тройки важных для нормальной жизни дома пунктов? Такая экономия чревата угрозой безопасности жизни людей.

 

– В чем же, по-вашему, состоит идея реформирования ЖКХ?

 

– Принцип соревновательности компаний в борьбе за своего клиента – жильца и является новым в реформировании ЖКХ. Раньше все вопросы жильцов решало государство. Сегодня погоду в области услуг ЖКХ делают ответственные частники под наблюдением муниципалитета и созданного государством нормативно-правового поля. Как я говорил выше, сегодня на рынке обслуживания жилья Ухты в большинстве своем работают добросовестные организации. И муниципалитет будет оказывать поддержку тем компаниям, которые проявят желание работать в одной связке с администрацией города и смогут на деле доказать, что переход на новые рельсы хозяйствования можно и нужно осуществлять максимально корректно для населения. При этом ограничивать деятельность частных компаний муниципалитет не вправе, как, впрочем, и навязывать или назначать управляющую компанию. Муниципалитет лишь один из участников договорных отношений и при выборе способа управления представляет интересы жильцов неприватизированных квартир. Мы стараемся информировать население обо всех нововведениях через различные источники, проводим обучающие семинары для желающих вникнуть в премудрости нового жилищного законодательства. Но выбор способа управления домом – дело хлопотное, люди опасаются перемен, а значит, наша задача – помочь им разобраться в этой ситуации. Да хотя бы помочь собраться всем вместе на общее собрание и решить, кто станет заниматься эксплуатацией дома.

 

– Население можно понять, ведь фактически государство самоустранилось от управления жилфондом, переложив весь груз ответственности на плечи порой не самого состоятельного жильца. Как вы считаете, оправданно ли это?

 

– Есть такая точка зрения. Но, по-моему, это не хомут на шею в виде ответственности за управление жилфондом. Это естественный процесс возврата к обычному в подавляющем большинстве стран положению вещей. Закон действительно передает много полномочий собственнику жилых помещений. В частности, по выбору способа управления жильем. По новому Жилищному кодексу собственники распоряжаются общедомовым имуществом и землей под домом. И потенциальная выгода от передачи жилфонда в руки жильцов очевидна. Взять те же пустующие помещения, находящиеся в общедомовой собственности, или придворовую территорию. Все это можно сдать в аренду и получать доход. Даже стена дома может приносить деньги, если на ней с разрешения жильцов будет вывешен рекламный щит. И такого произвола, как самовольный захват территории предпринимателями, которые строят на детских площадках гаражи, ставят торговые павильоны, уже не будет. Что же здесь несправедливого?! Ведь мы, являясь собственниками автомобиля, не просим, к примеру, государство обеспечивать нас гаражами и делать ремонт авто. Но справедливости ради отмечу, что и у государства есть долги перед населением в виде многолетнего недофинансирования жилого фонда. А долги надо возвращать. И это находит понимание, о чем свидетельствует недавнее заявление Президента РФ о создании спецфонда для приведения жилья граждан в нормативное состояние.

 

– По темпам строительства Ухта заметно прогрессирует. Что вы можете сказать по этому поводу?

 

– Действительно, застройка нашего города наращивает темпы. Если еще несколько лет назад мы сдавали в эксплуатацию 8-10 тысяч квадратных метров жилья, то в прошлом году уже 28 тысяч, в этом году, думаю, поднимемся до 38 тысяч «квадратов». Такой результат стал следствием комплексного подхода к этому серьезнейшему вопросу – это и утверждение на июньской сессии городского совета генплана города, и постоянная забота о развитии инженерной инфраструктуры Ухты.

 

– Как обстоят в Ухте дела со сносом ветхого и аварийного жилья?

 

– В муниципалитете была принята в 2006 году программа сноса ветхого и аварийного жилья. Она предусматривает три уровня финансирования – муниципальный, республиканский и федеральный. Только в этом году муниципалитет выделил более 20 миллионов рублей. Но список нуждающихся в переселении из непригодных для проживания условий значителен. Муниципалитет свои обязательства выполняет, и теперь дело за средствами из регионального и федерального бюджетов.

 

Но проблем в нашем муниципалитете предостаточно. Ведь то, о чем мы здесь беседовали, – это только начало поступательного движения, которое в свою очередь является отражением положительных перемен в нашей республике, в России.

 

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 139 (3573)
27 июля 2007 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»