Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
17 января 2012 года

Михаил Евдокимов: "Контроль и счет необходимы всегда"

1 октября 2011 года вступил в действие федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ставящий заключительную точку в спорах об обязательности создания в муниципалитетах собственных контрольно-счетных палат. Отныне такие палаты должны быть в каждом городе и районе. Таким образом, у КСП Республики Коми появляются помощники в лице муниципальных контрольно-счетных органов. Между тем в большинстве своем жители республики смутно представляют себе, чем вообще занимается палата и каков экономический эффект от ее деятельности. Об этом мы беседуем с председателем Контрольно-счетной палаты Республики Коми Михаилом Евдокимовым.

– Михаил Борисович, Вы совсем недавно возглавили республиканскую Контрольно-счетную палату, а до этого занимали должность заместителя начальника Управления ФСБ по РК. На Ваш взгляд, есть что-то общее в работе контрразведчика и аудитора?

– Конечно, есть. Ведь в чем заключается задача контрразведчика? Это сбор информации, ее анализ, выводы и предложения. Чем занимается Контрольно-счетная палата, когда проводит проверку? Тоже собирает и анализирует информацию. При этом есть схожесть и в постановке задач и целей. Цель контрразведки – вопросы безопасности. У КСП по сути тоже выявление каких-то угроз безопасности, недостатков, которые были допущены в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

– То, что во главе республиканской КСП стал бывший сотрудник ФСБ, связывают с необходимостью усилить работу против коррупции. Есть понимание, как именно можно усилить эту работу? Можете назвать слабые места, где есть лазейки для коррупционных действий?

– Надеюсь, это очевидно, что смена руководителя происходит не потому, что у нас процветает коррупция. Имелось в виду, что раз я все-таки пришел из такой организации, то могу принести новое в работу КСП. Что бы я хотел сказать в этой связи... Есть два направления работы. Первое связано с законотворческой деятельностью, и перед палатой такая задача прямо сформулирована – антикоррупционная экспертиза. Все законопроекты, которые выносятся на сессию, поступают к нам, и мы проводим их экспертизу. Это делается для того, чтобы в законе не было каких-то двойственных позиций, позволяющих чиновникам использовать коррупционные моменты. То есть по сути это профилактическая работа, недопущение ситуаций, которые могут повлечь коррупционные действия. Помимо антикоррупционной, мы проводим еще и финансово-экономическую экспертизу законопроектов.

Второе – то, что непосредственно входит в сферу контрольных мероприятий. Если мы выявляем какие-то недостатки или нарушения, то по их итогам может наступать ответственность, вплоть до уголовной. Что тоже является профилактическим воздействием и стимулированием законодателя вносить в действующие законы необходимые изменения.

– Можете привести примеры?

– Скажем, в ходе проверок выявляются случаи, когда за бюджетные деньги заключаются договоры о предоставлении услуг с фирмами, в которых сами же руководители государственных учреждений являются учредителями. Например, организация заключает договоры с несколькими ООО на выполнение работ и перечисляет по ним бюджетные средства. Но при этом руководитель организации является учредителем во всех этих ООО. Я не хочу сказать, что все в подобных ситуациях воруют, но это благоприятная ситуация для правонарушений коррупционной направленности. Получается, что руководитель сам себе перечисляет деньги, а работы могут быть не выполнены или выполнены не в полном объеме, некачественно. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения существующих сегодня нормативно-правовых актов и законов, никакого нарушения нет.  Это ведь не госслужащий, который не имеет права заниматься еще какой-то деятельностью. И что в таком случае нужно сделать, чтобы предотвратить вероятные негативные процессы? Нужно выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в нормативные акты, дабы как-то отрегулировать этот вопрос.

– А КСП имеет право законодательной инициативы?

– В законе за палатой такое право не зафиксировано, но результаты наших проверок мы представляем Госсовету и Главе республики, которые имеют право законодательной инициативы.

– По каким показателям оценивается деятельность палаты – по количеству выявленных нарушений и объему возвращенных средств? Если это так, то в лучших должны числиться КСП тех регионов, где выявлено больше всего экономических нарушений, то есть самая высокая коррупция.

– Это не совсем так. Не все злоупотребления связаны с коррупцией. В большинстве случаев причиной нарушений является халатность, незнание законов (что особенно характерно для сельских районов), несовершенство законодательства и так далее.

Поэтому говорить о том, что там, где больше выявлено злоупотреблений, там и процветает коррупция, не совсем правильно. Ну а что касается показателей деятельности, то работа палаты оценивается по ряду параметров: количеству проверок, сумме выявленных нарушений, объему возвращенных в бюджет средств и другим.

– Тот объем работы, который выполняет контрольно-счетная палата, вы определяете самостоятельно или вам он предлагается на уровне правительства и Государственного Совета?

– План работы утверждается коллегией счетной палаты. Но предварительно мы направляем письмо в адрес Главы и Госсовета и получаем официальные ответы с предложениями о проведении проверок, которые правительство и парламент считают актуальными. Помимо этого, на недавнем совещании контрольно-счетных органов в Москве председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратилась с просьбой, чтобы контрольно-счетные органы на местах проверили в течение года сферу ЖКХ. Безусловно, мы тоже учтем это в своих планах.

– После того как план работы КСП сверстан, он выставляется на вашем сайте?

– Ваш вопрос сводится к тому, в курсе ли те структуры, которые нам предстоит проверить? Конечно, в курсе.

– Значит, они могут тщательно подготовиться к проверке и скрыть факты нарушений, если таковые имели место. Или скрыть такое невозможно?

– Здесь нет никакой проблемы. Допустим, по поручению Госсовета включена в план мероприятий проверка того, как расходуются средства на модернизацию системы здравоохранения. Ну и что, что проверяемые структуры об этом знают – в чем здесь минус? Наоборот, зная о проверке, специалисты будут относиться к своей работе ответственнее. А потом, понимаете, в чем специфика – если произошло нарушение, его невозможно полностью скрыть. Есть платеж, он прошел через банк, есть финансовые документы и так далее – их же не вырвешь, не выкинешь.

– Если были выявлены нарушения, возникает вопрос: будут ли наказаны за это виновные?

– Безусловно, следует наказание. Контрольно-счетной палатой с Министерством внутренних дел, следственным комитетом и прокуратурой подписаны соглашения, и если мы в процессе проверки видим признаки состава преступления, то направляем документы в вышеназванные структуры, просим что-то допроверить или проводим совместную проверку. Возьмем, к примеру, тарифы на тепло. Выделяемые на эти цели деньги – государственные, и Служба по тарифам, которая формирует тарифную политику, – государственная структура. Но тот, кто непосредственно вам продает тепло, – уже частная структура. И значит, посмотреть в конечном звене этой цепочки, правильно ли все сделано, не обманывает ли нас поставщик, палата не может. А прокуратура может, но у нее нет финансистов и экономистов. Поэтому мы и проводим совместную проверку.

– Кроме сферы ЖКХ, какие еще проверки провела в этом году наша КСП?

– Мы проверили организацию детского питания. Выявилась очень большая разница в ценах в ряде школ, где пользовались услугами посредников. Те делали высокие наценки, поэтому и ассортимент оказывался не тот, и качество. По итогам проверки мы направили правительству конкретные предложения. Следующее направление, которым мы занимались, – высокие медицинские технологии. Проверка проводилась совместно со Счетной палатой России. В чем ее суть? Есть медицинские услуги, которые на территории республики не оказываются. Для этого есть квота, в рамках которой пациентов отправляют в медицинские центры. Согласитесь, с банальным аппендицитом больных туда не направляют.

Также проверили республиканские медицинские центры, являющиеся центрами высоких технологий. Кроме того, провели проверки в сфере лесных отношений, тарифов, проверили, как выполняются профилактические мероприятия, направленные на борьбу с преступностью в рамках республиканской программы «Правопорядок». Например, по линии образования в рамках данной программы были приобретены аквариумы. Казалось бы, разве это целевое использование бюджетных средств? Если аквариум стоит в кабинете директора школы, то, конечно, нет, но если – в комнате психологической разгрузки для детей, то – уже целевое использование.

Но еще более важна эффективность расходования средств. Предположим, вы провели конкурс и приобрели самые дешевые и качественные томографы. Эффективно потрачены деньги или нет? Если помещение не готово, персонал не обучен, лицензия не получена, а томографы весь год пылились на складе – эффективность даже не нулевая, а минусовая, то есть нанесен ущерб, что наглядно демонстрирует, насколько сложен вопрос эффективности.

– После проведенной проверки вы даете руководителям возможность исправить допущенные ошибки?

– Да, потому что это же не самоцель – найти какое-то нарушение, обличить в чем-то. Главная задача в том, чтобы был порядок.

– На протяжении нескольких лет КСП республики в одиночку несла на себе весь государственный аудит, но сейчас на муниципальном уровне у нее появилось подкрепление в лице контрольно-счетных органов МСУ. Как будет выстраиваться взаимодействие КСП РК и контрольно-счетных органов муниципалитетов?

– В соответствии с федеральным законом №6-ФЗ контрольно-счетные палаты должны появиться во всех муниципалитетах. Закон вступил в силу 1 октября 2011 года, и теперь отсутствие контрольно-счетного органа является уже нарушением закона. На сегодня контрольно-счетные органы созданы в 9 из 20 муниципальных образований. Мы оказываем своим коллегам не только методическую помощь, проводим семинары, учебу, координируем деятельность. В ближайшее время будет создана электронная библиотека, чтобы у каждого контрольно-счетного органа была возможность воспользоваться необходимыми нормативными документами, посмотреть, например, как подготовить отчет об исполнении бюджета, провести проверку и так далее.

 Главная же задача, стоящая перед муниципальными палатами, – работа над проектом бюджета на новый год и отчетом об исполнении бюджета за истекший год.

Кроме того, мы договорились, что несколько мероприятий проведем совместно: проверим расходование средств на модернизацию учреждений здравоохранения и выделение жилья детям-сиротам.

– Сколько сотрудников насчитывает КСП РК и сколько работников контрольно-счетных органов по республике в целом?

– Штат нашей палаты 25 человек. Было две вакансии, на которые уже проведены конкурсы и есть кандидаты, они с 16 января приступают к работе. В целом, с учетом 9-ти муниципальных образований, где есть палаты, на этой ниве трудится 45 человек.

– Для республиканской палаты 25 человек – это достаточно?

– Счетная палата России совместно с Ассоциацией контрольно-счетных органов России разработала нормативы численности сотрудников КПС в субъектах исходя из территории, численности населения, бюджета и так далее и создала некие модельные предложения. Согласно им численность нашей палаты должна быть не менее 37 человек.

– Не многовато ли?

– Понимаете, Госсовет может предложить нам провести 20 контрольных мероприятий. Глава, может быть, тоже предложил бы 20. Но кто их будет делать? Мы в год в зависимости от масштабности проверок проводим 5-7 мероприятий. В 2012 году запланировано 10, то есть на 40 процентов больше, притом что штатная численность у нас увеличивается всего на два человека.

– Как Вы считаете, наступят времена, когда контрольно-счетные органы будут не нужны?

– Думаю, что нет. Как показывает практика, они нужны даже в благополучной Швейцарии. Контрольные органы в системе государственной власти и управления были всегда. В советское время эти функции выполняли комитеты народного или партийного контроля. Независимый орган контроля за расходованием финансовых средств необходим в любом случае.

Беседовала Галина Бобракова.

Фото Дмитрия Напалкова.

 

В ходе проверок выявляются случаи, когда за бюджетные деньги заключаются договоры о предоставлении услуг с фирмами, в которых сами же руководители государственных учреждений являются учредителями. Я не хочу сказать, что все в подобных ситуациях воруют, но это благоприятная ситуация для правонарушений коррупционной направленности.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 5 (4642)
17 января 2012 года
вторник

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»