Экономика |
12 января 2012 года |
"Цена вопроса" пригородных перевозок/ Полпред Президента и федеральные ведомства поддержали позицию властей Коми
О возможности использования автомотрис на железных дорогах Коми говорилось еще 10 лет назад.
Мы уже не раз сообщали о проблемах, возникших в республике в связи с реформой на железных дорогах страны. Предприятия нередко испытывают дефицит подвижного состава для отправки своей продукции, а жители ряда населенных пунктов страдают из-за сокращения объемов пригородного сообщения. – Позиция РЖД пока не позволила достигнуть соглашения по пригородным перевозкам в Коми. Это создает социальную напряженность в муниципалитетах, которые в 2012 году могут остаться без пригородного железнодорожного сообщения, – заявил в конце прошедшего года заместитель Главы Коми Александр Буров. По его словам, представители Правительства РК неоднократно встречались с представителями ОАО «РЖД». «Мы настаивали на качественных и доступных железнодорожных перевозках для жителей и предприятий региона, – отметил А.Буров. – К сожалению, протокол последней встречи с руководством Северной железной дороги от 28 ноября 2011 года до сих пор не подписан со стороны СЖД». Добавим, что взаимодействие между Правительством РК и ОАО «Российские железные дороги» по организации пассажирских перевозок в пригородном сообщении по территории Коми осуществляется на основе ежегодно заключаемых двусторонних договоров. На территории региона в течение последних лет действуют три пары пригородных поездов. Они курсируют по маршрутам Ираель – Печора – Ираель, Кожва 1 – Печора – Кожва 1. При этом на маршрутах Сосногорск – Ираель, Печора – Инта, Инта – Ошпер, Микунь – Мадмас используются пассажирские вагоны, прицепляемые к рабочим поездам ОАО «РЖД», которые не имеют статуса пригородных поездов. В процессе структурной реформы на железной дороге с 1 января 2011 года на территории Коми начала перевозочную деятельность ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (ОАО «СППК»). От ОАО «РЖД» к ней перешла обязанность по обеспечению перевозок пассажиров пригородными поездами. По результатам работы ОАО «СППК» сумма к возмещению убытков от перевозки пассажиров в 2011 году возросла многократно. При этом упомянутая компания не смогла документально обосновать убытки. На совещании, прошедшем в конце ноября в Правительстве РК с руководством Северной железной дороги, шла речь о приобретении автомотрис на условиях софинансирования. Автомотриса – это автономный железнодорожный вагон с двигателем внутреннего сгорания, сертифицированный для выполнения регулярных пассажирских перевозок. О возможности использования таких вагонов на железных дорогах Коми говорилось еще 10 лет назад. Использование автомотрис должно сократить эксплуатационные затраты на выполнение перевозок. Как сообщил А.Буров, Правительство РК обратилось в адрес президента «РЖД» Владимира Якунина с просьбой предоставить исключительное разрешение на курсирование пассажирских вагонов в составе хозяйственных поездов на территории республики по маршрутам Сосногорск – Ираель – Сосногорск, Печора – Инта – Печора, Инта – Ошпер, Микунь – Мадмас до окончательного решения вопроса по перевозкам пассажиров автомотрисами. «Официального уведомления в ответ на наш запрос мы еще не получили», – отметил заместитель Главы РК. Между тем Министерство транспорта РФ и Федеральная служба по тарифам подтвердили обоснованность требований руководства Коми о прозрачности расходов на пригородные железнодорожные перевозки. Об этом представители Минтранса России и ФСТ заявили 30 декабря в Санкт-Петербурге на совещании по проблеме пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в Коми, которое провел полпред Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко. По заключению Службы РК по тарифам, 90 процентов расходов по пригородным перевозкам в Коми, которые заявляет уже упомянутая Северная пригородная пассажирская компания, не могут быть подвергнуты экспертной оценке. Учет расходов ведется в общем по всем регионам, где осуществляет деятельность компания. Непрозрачность учета затрат приводит к некорректному распределению убытков по территориям. Поэтому власти республики считают суммы убытков, предъявляемые ОАО «СППК», необоснованно завышенными. По словам министра развития промышленности, транспорта и связи РК Антона Фридмана, правительство региона настаивает на том, что компания должна принять раздельную учетную политику с расчетом выпадающих доходов, складывающихся от перевозочной деятельности в отдельном регионе. Эту позицию подтвердили представители Федеральной службы по тарифам. ФСТ и Минтранс разработали методику ведения раздельного учета в компаниях, которые являются монополистами по отдельным услугам в регионах. К их числу относятся и компании, осуществляющие пригородные пассажирские железнодорожные перевозки. Полпред Президента России Николай Винниченко на совещании пообещал содействовать в ускорении регистрации этой методики в Минюсте России, сообщил А.Фридман. – Таким образом подтверждена принципиальная позиция правительства Коми, которую мы озвучивали многократно в ходе переговоров с ОАО «РЖД», – заявил министр развития промышленности, транспорта и связи региона. Добавим, что Правительство РК направило заявку на организацию четырех пар пригородных поездов (с учетом линии Микунь – Мадмас). Тем временем власти Коми в 2012 году, как и в прошедшем, выделят семь миллионов рублей на компенсацию выпадающих доходов ОАО «РЖД» от пригородных пассажирских перевозок, сообщает РИА «Новости». По словам Антона Фридмана, семи миллионов рублей будет достаточно для полного покрытия на протяжении года выпадающих доходов, которые возникнут у РЖД в связи с организацией пассажирских перевозок по территории Коми. – Соответствующий договор мы своевременно представили железнодорожникам, однако подписали они его с опозданием, совсем недавно. Тем не менее главное, что в рамках этого документа скреплены обязательства, которые должны исключить любые проблемы, связанные с поездками по железной дороге внутри республики, – пояснил А.Фридман. Сергей Ларин. |