Ваш Выбор / Страница Избиркома РК |
4 августа 2011 года |
Елена Шабаршина: "Президент поставил в пример другим наш опыт по повышению правовой культуры избирателей"
Как уже сообщала «Республика», 27 июля Президент России Дмитрий Медведев встретился с руководителями и представителями избирательных комиссий различных уровней. В числе приглашенных была и председатель Избиркома Республики Коми Елена Шабаршина. По возвращении из Москвы Елена Викторовна поделилась с нашим корреспондентом подробностями состоявшегося разговора на высшем уровне. – Елена Викторовна, о чем шел разговор на встрече в Горках? – Государственные органы, избирательная система Российской Федерации готовятся к предстоящим выборам депутатов Государственной Думы. Кроме того, в 23 субъектах РФ состоятся выборы законодательных и представительных органов государственной власти, а также огромное количество выборов в органы местного самоуправления. Состоявшаяся встреча была посвящена предстоящей крупномасштабной избирательной кампании. В таком формате – с участием представителей комиссий всех уровней – участковых, территориальных, избиркомов субъектов, а также, естественно, руководства ЦИК – прием у Президента проводился впервые. Дмитрий Анатольевич это особо подчеркнул. На встрече обсуждалось множество вопросов, в частности обеспечение безопасности на избирательных участках, техническое переоснащение избирательных комиссий. Мы в Республике Коми также впервые ждем 35 комплексов для электронного голосования. Обсуждались вопросы правовой культуры избирателей и участников избирательного процесса. Было обращено внимание и на сложности, с которыми сталкиваются избирательные комиссии. Поднимался вопрос о реализации федерального закона и законов субъектов РФ о гарантиях равного доступа политических партий к средствам массовой информации. – Были ли предложения от нашего Избиркома об изменении или усовершенствовании избирательного законодательства? – Да. Например, речь шла о несоблюдении запретов и ограничений федерального законодательства. К сожалению, не всегда невыполнение этих запретов влечет за собой меры должной ответственности. Законом предусмотрено, что государственный муниципальный служащий и, кстати, работник средств массовой информации, если он становится зарегистрированным кандидатом, должен сложить с себя соответствующие обязанности. Если же такой кандидат не выполнит требование закона, то избиркомы могут его только предупредить и довести эту информацию до избирателей через СМИ. Других мер ответственности нет. Справедливости ради надо сказать, что за этой категорией кандидатов, как правило, и больший контроль. И не только со стороны конкурентов, но и со стороны общественности. Если, условно говоря, глава муниципального образования выдвигается кандидатом, у наших граждан сразу же возникают вопросы: не на служебном ли транспорте он поехал на агитационные мероприятия, а если руководитель был на объекте, не проводил ли он там агитацию, и т.д. Мы говорили также о том, что для получения правовых знаний уже массово используются интернет-ресурсы. Скажем, в мартовскую избирательную кампанию т.г. в региональный Избирком поступило около ста письменных обращений, связанных с выборами (жалобы, запросы, вопросы), а через интернет мы получили около 180 обращений. В соответствии с недавно вышедшим Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено обязательное рассмотрение интернет-обращений. Информировали Президента России и о работе в социальных сетях. – Еще один важный вопрос, поднятый Вами, – юридический статус территориальных избиркомов. Поясните, пожалуйста, в чем суть этого предложения. – Приводя в качестве примера Республику Коми, я говорила о том, что наши теризбиркомы наделены статусом юридического лица, то есть осуществляют свою деятельность профессионально и постоянно. Но дело в том, что в половине субъектов РФ ситуация не такая. Председатели комиссий работают на общественных началах. Наверное, это не совсем верно. Дело в том, что одни из потенциальных участников избирательного процесса – партии. Их представители – профессионалы, иногда очень хорошо подготовленные политтехнологи, и с ними нужно работать профессионально и качественно. К тому же избиркомы на местах контролируют соблюдение избирательных прав на своей территории, формируют участковые комиссии и отвечают за их подготовку. Согласитесь, на общественных началах это делать сложно. Это нужно делать грамотно, имея собственную профподготовку. Мы предлагали рассмотреть вопрос о том, чтобы на постоянной штатной основе работали хотя бы председатели теризбиркомов. – А от кого зависит юридический статус ТИКов? – Действующим на сегодняшний день законодательством этот вопрос отнесен к компетенции субъектов Российской Федерации. Чтобы это стало возможным, нужны финансовые возможности и политическая воля, так как в случае работы ТИК в качестве юридического лица финансирование осуществляется полностью из бюджета субъекта. Мы предлагали именно в федеральном законе предусмотреть для теризбиркомов соответствующий статус, хотя понимаем, что это не так просто, поскольку есть еще полномочия комиссий муниципальных образований. Нашему Избиркому легче говорить – на наши комиссии возложены полномочия всех комиссий муниципальных образований, а их более двухсот. – Елена Викторовна, как Вы уже отметили, на совещании говорилось о технической оснащенности комиссий. Как в этом отношении обстоят дела в нашей республике? – Сейчас все регионы находятся примерно в равной ситуации. Есть необходимый минимум, без которого нельзя открывать избирательный участок: стационарные и переносные ящики для голосования, вплоть до ручки, с помощью которой заполняется бюллетень для голосования. И весь этот необходимый предусмотренный законодательством минимум в республике имеется. Требования к оснащенности постепенно меняются. Например, стандартные закрытые ящики для голосования в срок до 2016 года должны быть заменены на полупрозрачные. Если говорить об электронных средствах, то в РФ существует одобренная Президентом и правительством России программа технического переоснащения, где поэтапно предусмотрено, что на предстоящих выборах 5 тысяч избирательных участков по Российской Федерации будут обеспечены электронными средствами для голосвания. На выборах Президента планируется еще большее обеспечение избирательных участков этими электронными средствами. – О чем еще шел разговор на встрече? – К сожалению, ни одна избирательная кампания до сих пор не проходит без подложных материалов, без незаконной агитации, подчас носящей и оскорбительный характер. И здесь мы сетовали на то, что не все партии одинаково дружно стремятся к получению системных знаний, к обучению, – это показали проводимые нами в мартовскую избирательную кампанию учебные семинары. Представителям партий иногда легче получить какую-то разовую консультацию. К сожалению, затем иногда неаккуратно исполняется законодательство – подчас от незнания, и, следовательно, наступает негативная ответственность для наших партий. Также мы выразили озабоченность по поводу появляющегося негативного прессинга в отношении избирательных комиссий. Непросто нашим участковым, территориальным избирательным комиссиям, особенно в день голосования, когда порой просто искусственно нагнетается обстановка. Есть желающие во всех удачах и неудачах политической борьбы с использованием средств массовой информации, интернета обвинить наши комиссии. Но ведь в этих комиссиях работает огромное количество граждан, в том числе представители партий. (Так в Республике Коми в участковых комиссиях – около 6 тысяч человек.) Большинство из них преданные своему делу люди, работающие в комиссиях на общественных началах и далеко не за денежную компенсацию. Дмитрий Анатольевич на встрече подчеркнул, что в том числе от отношения к комиссиям зависит отношение к выборам. – Были такие моменты, когда наша республика ставилась в пример? – Да, действительно, в заключение встречи, когда Дмитрий Анатольевич систематизировал все высказанные предложения, Республика Коми была приведена в пример. Речь шла о работе по правовому обучению населения. Напомню, в мае этого года Президентом были сформулированы основы государственной политики России в сфере правовой грамотности и правосознания граждан, где в качестве ключевой определена задача по повышению правовой грамотности и правовой культуры. На встрече у Президента я подняла проблему финансирования этой деятельности. Денег на это направление всегда недостаточно. Тем не менее в нашей республике основы уже реализуются – по предложению Избиркома Глава Республики Коми внес в Государственный Совет в качестве законодательной инициативы изменения в республиканский закон «О выборах и референдумах в Республике Коми». У нас законодательно закреплено выделение средств из республиканского бюджета на повышение правовой культуры избирателей. Это правильно еще и с точки зрения антикоррупционной направленности закона, поскольку не только определено собственно финансирование этих средств, но и четко названы направления, на что деньги могут быть потрачены. Но такая ситуация не во всех регионах страны. Дмитрий Анатольевич отметил, что это хорошая практика, и если другие субъекты будут поступать так же, это будет неплохо. – Расскажите о ваших личных впечатлениях от встречи с Президентом. – Дмитрий Анатольевич Медведев – самый молодой Президент России за историю Российской Федерации. На мой взгляд, атмосфера встречи была рабочая, при этом довольно-таки спокойная, хотя, несомненно, многие волновались. Лично мое волнение было связано с тем, что я в какой-то мере отвечала не только за себя, но и за своих коллег. Беседовала Галина БОБРАКОВА. На фото: Состоявшаяся встреча была посвящена предстоящей крупномасштабной избирательной кампании. В таком формате – с участием представителей комиссий всех уровней – участковых, территориальных, избиркомов субъектов, а также, естественно, руководства ЦИК – прием у Президента проводился впервые. |