Двадцать первая "весна" затянулась на радость зрителям
2 мая в Сыктывкаре завершился вот уже ХХI традиционный Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». По времени фестиваль несколько вышел из привычного «регламента» и не закончился с заключительным гала-концертом. Как уже писала «Республика», открывал фестиваль балетный спектакль «Спящая красавица» на музыку П.И.Чайковского. В спектакле блистала звездная пара Ульви Азизов и Ирина Адилова. На нынешнем фестивале Ульви Азизов также блеснул на гала-концерте в па-де-де из балета «Дон Кихот» Л.Минкуса и в балете «Лебединое озеро». За кулисами он рассказал журналистам, что Чайковский – его любимый композитор, равно как и одна из любимых партий – принц Дезире в «Спящей красавице». За два последних месяца артист станцевал эту партию на разных сценах Европы (в Париже, Марселе, Ницце, Гренобле, Люксембурге) порядка 40 раз. Как и было обещано администрацией театра, в фестивале участвовал небольшой «десант» наших земляков. В их числе знаменитый российский бас, солист Мариинского театра Владимир Ванеев. На фестивале Ванеев блеснул как князь Томский в «Пиковой даме», кстати, не басовой, а баритональной партии, и там же – в интермедии – в роли Златогора. Песню Златогора «Если б милые девицы…» он на бис также исполнил на заключительном концерте фестиваля. Но помимо этого, в фестивальные дни певец дал отдельный концерт в академическом театре драмы им.В.Савина. Причем Ванеев не только выступил сам, но и представил целую группу своих воспитанников – студентов консерватории им.Римского-Корсакова, где преподает. В числе выступавших была и его двадцатичетырехлетняя дочь Ирина. Надо отдать должное и солисту театра оперы и балета Анатолию Журавлеву, спевшему партию Германа в «Пиковой даме». Он был настолько убедителен, что благодарная публика легко простила ему небольшие импровизации в сцене с невольным убийством графини (кстати, партию графини не менее талантливо уже не первый год исполняет солистка нашего театра Елена Серкова). Можно отметить, что нынешний «Сыктывкарса тулыс» был для Анатолия Журавлева своего рода мини-бенефисом. На заключительном концерте он сорвал аплодисменты и в коронном финальном номере трио теноров, и в сцене из оперы «Кармен», где темпераментно сыграл роль страстно влюбленного ревнивца – сержанта Хозе. Партию самой Кармен на концерте спела молодая и уже полюбившаяся зрителям певица нашего театра Галина Маликова. А в самом оперном спектакле «Кармен», который по традиции представляется в рамках фестиваля, роковую красавицу из Севильи спела и талантливо сыграла солистка Мариинского театра, лауреат премии «Золотой Софит» Наталья Евстафьева. Каждый раз на фестиваль приглашается «новая» Кармен. У театралов, которые из года в год приходят на эту оперу, есть уникальная возможность сравнивать темперамент, зажигательность и голос исполнительниц. Смелого и гордого красавца тореадора Эскамильо уже не первый раз поет наш земляк, солист Пражской оперы Дамир Басыров. Невозможно не отметить и Андрея Максимова – известного в республике в первую очередь как эстрадного исполнителя, который привнес свои краски в образ офицера Цуниги. Равно как и солиста Мариинского театра, также нашего земляка – Михаила Макарова, спевшего партию Хозе. Хороши были также верные подружки Кармен – Фраскита и Мерседес в исполнении солисток нашего театра Оксаны Клипки и Елены Лодыгиной. Как и «Кармен», ежегодно в рамках фестиваля идет зажигательная опера-буфф «Севильский цирюльник». Вот только зажигательности на сей раз, несмотря на все усилия артистов, не получилось. Не хватало искрометности, праздничности, присущей этой опере. Несмотря на это, публика щедро отблагодарила аплодисментами и Розину – Альфию Коротаеву, и графа Альмавива, которого исполнил гость фестиваля Георгий Фараджев. Любопытно, что не в первый раз «Севильский цирюльник» на сыктывкарской сцене идет одновременно на двух языках. Русско-итальянская языковая смесь слушается, надо сказать, весьма забавно. В опере «Богема», за исключением одного артиста – Игоря Борко, которого зрители особо отметили овацией, работали солисты нашего театра. Об этой яркой, драматической постановке «Республика» подробно рассказывала в прошлом году. Напомним, что оперу поставил итальянский режиссер из театра «Арена де Верона» Паоло Паницца. И, конечно, чего больше всего ждали театралы, особенно из числа профессионалов, так это заявленной в фестивале оперы-буфф Моцарта «Так поступают все» в исполнении студентов консерватории имени Римского-Корсакова. Ожидания были оправданы с лихвой. Этой не самой известной, но очень сложной, красивой благодаря голосам и постоянному ансамблевому исполнению оперой молодые солисты погрузили зал на несколько часов в настоящее пиршество музыки. Кстати, одну из двух влюбленных сестриц – Фьордилиджи – исполняла Ольга Георгиева. Эта молодая певица – дочь главного хормейстера театра Натальи Масановой, профессионально работает на сцене театра, что называется, с младых ногтей. Завершился фестиваль, как и было заявлено, концертом звездной пары Зураба Соткилавы и Маквалы Касрашвили. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |