Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Вакансия
2 апреля 2011 года

Такие разные десятилетия

/ В самые сложные периоды для экономики республики служба занятости напоминала службу спасения

Двадцать лет назад, в апреле 1991 года, был принят федеральный закон о занятости населения. Это событие стало началом основания современной службы занятости на базе ранее существовавших бюро по трудоустройству. Именно в тот период обозначилась доселе неведомая советским гражданам проблема безработицы, и службы занятости начали официально присваивать статус безработных людям, ищущим работу. О том, как проходило становление службы занятости на местах, мы попросили рассказать ветеранов отрасли, стоявших у ее истоков.

Сами разгружали, сами выдавали

Центр занятости населения города Сосногорска был образован 20 октября 1992 года. С самого первого дня его директором работает Татьяна Анатольевна Донченко, удостоенная за свой многолетний труд звания «Почетный работник Минтруда России». До этого районная служба трудоустройства была филиалом Ухтинского бюро, а с 1988 года стала самостоятельной. Начиналась работа сосногорского центра с двух сотрудников, в обязанности которых входило только предложение вакансий обращающимся гражданам. Сегодня в центре занятости работает 19 человек, которые предоставляют самые разные виды услуг. Это не только регистрация в качестве безработного и трудоустройство, но и психологическая поддержка, профориентация, оказание помощи в открытии собственного дела, трудоустройство подростков, выплата пособия на период поиска работы и многие другие направления.

Первых безработных в Сосногорской службе занятости зарегистрировали в конце 1992 года, а в 1993 году их количество достигло уже 309 человек. Ухудшение положения на рынке труда в начале 90-х годов вызвало резкий подъем безработицы в районе, закрывались предприятия, шло массовое сокращение работников в крупных градообразующих организациях, таких как ОАО «Коминефть». Невостребованными оказались квалифицированные, опытные работники, причем значительная часть из них – мужчины трудоспособного возраста, что отрицательно сказывалось на их эмоциональном состоянии и требовало помощи психолога. По сути служба занятости напоминала службу спасения. В банке данных тогда были единицы вакансий, а в поселках их не было вообще. Вахтовый метод работы, который сейчас очень распространен, еще только зарождался.

Развитие кризиса влекло за собой и увеличение числа обращающихся за пособием, но существовавший в то время Фонд занятости, в который действующие предприятия должны были перечислять 2% прибыли, не мог обеспечивать своевременной выплаты пособия не только в денежной форме, но даже в виде натуральных выплат, которые предоставлялись продуктами, услугами, промышленными товарами и т.д. Для обеспечения
своевременных выплат проводились взаимозачеты с привлечением большого количества сторон, так как даже градообразующие предприятия железнодорожного транспорта были крупными должниками Фонда занятости. Работники центра занятости зачастую сами получали, сами разгружали и выдавали безработным гражданам в счет пособия крупы, масло подсолнечное, консервы, сахар и т.д. Когда была возможность, продуктами делились и с другими центрами занятости, где дела с выплатой пособия обстояли еще хуже. Армия безработных в районе не убывала вплоть до 2000 года. Пик безработицы пришелся на 1998 год, когда число безработных достигло 2029 человек.

Всего же за годы работы Сосногорского центра занятости населения за помощью в трудоустройстве обратилось около 59 тыс. человек. Это немногим больше сегодняшней численности населения Сосногорского района. Более половины – 36882 человека, в том числе 11,7 тысячи школьников, желающих работать в свободное от учебы время, были трудоустроены. За период работы службы занятости прошли обучение новым профессиям или повысили квалификацию 2566 человек.

«Экономический кризис 2009 года в сравнении с тем, что творилось в 90-е, можно считать просто периодом благополучия, – говорит Татьяна Анатольевна. – Максимальное число безработных в самый сложный период кризиса достигало 1000 человек, но сбоев в выплате пособий не было, да и в банке вакансий можно было найти работу, пусть и не самую лучшую в плане зарплаты или условий труда. Удержать ситуацию на плаву удавалось благодаря тем мерам, которые были приняты государством для недопущения разрастания кризиса и сдерживания его негативных последствий. Мы уже третий год работаем в рамках территориальных антикризисных программ».

Вакансий – море, зарплата не гарантируется

В Усть-Цилемском районе служба занятости тоже начиналась с одного сотрудника. Директора Любовь Михайловну Бабикову можно назвать и ее родоначальницей. В бюро по трудоустройству она работала еще с 1988 года. По сути бюро как такового не было – была общественная комиссия при райисполкоме, куда стекалась вся информация о вакансиях в районе. Любовь Михайловна работала там секретарем. А когда кто-то обращался, предоставляла информацию о вакансиях. «А вакансий-то ведь тогда было море, – вспоминает она. – И когда я говорила о том, что по новому закону с 1992 года безработным будут выплачивать пособия, руководители района вовсю со мной спорили, что такого не будет – ведь столько вакансий. От их аргументов я и сама стала сомневаться, что такое будет. Думала, что служба закроется за ненадобностью. А оказалось, закон-то не зря предусмотрел статус безработного».

Когда в 1991 году появилась районная служба занятости населения, Любовь Михайловна работала там одна. В 1992 году появился второй сотрудник – бухгалтер. Прогнозы о безработице в селе начали сбываться только к середине 90-х, когда в районе стали закрываться предприятия и совхозы. На тех предприятиях, которые еще держались на плаву, перестали выдавать заработную плату. В 1996 году в районе было уже больше тысячи безработных. Это очень большая цифра, учитывая, что даже в период последнего экономического кризиса больше 300 безработных на учете не было. В первый год массового притока безработных вставшие на учет получали пособие в размере среднемесячной заработной платы. Многие увольнялись с предприятий, на которых не выдавали зарплату, чтобы получать пособие по безработице. В банке данных службы занятости вакансии еще были, но никому они были не нужны, потому что зарплата нигде не выплачивалась. «Тогда была программа по линии центров занятости, которая предусматривала средства на сохранение рабочих мест, – рассказывает Любовь Михайловна. – Помню, в 1994 году замшевому заводу выделили 50 тысяч, чтобы они только не увольняли своих работников. Но даже и эта программа не помогла. Вскоре был ликвидирован и замшевый завод, который был градообразующим предприятием в Усть-Цильме. Армия безработных значительно пополнилась».

В те годы существовал государственный фонд занятости, но очень скоро предприятия уже не смогли перечислять туда средства, и выплата денежных пособий прекратилась. Усть-Цилемская служба занятости начала оформлять договоры о взаимозачетах и выдавать пособия по безработице пиломатериалами и строительными материалами, маслозавод рассчитывался маслом. Потом фонд занятости прикрыли, деньги на пособия начали выделять из федерального бюджета по программе содействия занятости населения.

В конце 90-х благодаря принятым федеральным программам ситуацию на рынке труда удалось стабилизировать. Частично решить проблему удалось и благодаря развитию частного бизнеса. Очень большим подспорьем для желающих открыть свое дело стали выделяемые в рамках антикризисной программы субсидии. В прошлом году Усть-Цилемскому району из республиканского бюджета было выделено почти 7 миллионов на сохранение рабочих мест, а 50 человек из числа безработных получили субсидии на развитие собственного дела. «Люди, уставшие от вынужденного безделья, наперебой обращались за этой субсидией, – говорит Любовь Бабикова. – Никто из тех, кто в прошлом году получил деньги, вновь к нам не обратился».

Галина ГАЕВА.

 

 

Историческая справка

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Население городов не имело информации о предложении рабочих мест. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства. Сначала подразделения службы назывались «Бюро по трудоустройству населения» и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним граждан. Такая служба носила в основном информационный характер.

Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством – предприятие не обязано было этого делать. Да и сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах – в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название «Государственное бюро по трудоустройству и информации населения» (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание в 1988 году на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных советов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была прийти общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Управление РК по занятости населения

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №67 (4464) - 2 апреля 2011 года

Время цветения "Сакуры" / Вологодская красавица Кристина Николаева открыла в Микуне студию красоты

Пенсионерам по старости пособие не положено / Какими правами в службе занятости пользуются пенсионеры? Могут ли они получать пособие по безработице?

Умейте преподнести себя / Двадцать подсказок тем, кто решил получить хорошую работу

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 67 (4464)
2 апреля 2011 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»