Дым Отечества |
26 марта 2011 года |
Черты и резы на днищах и боках/ Надежда Багаева собрала у жителей Удоры 150 родовых знаков
В газете «Республика» уже сообщалось, что десять объектов нематериального культурного наследия из нашей республики, имеющих огромную духовную ценность, включены в специально созданный российский реестр. Это, в частности, подразумевает, что в дальнейшем они могут быть взяты под защиту ЮНЕСКО. В число сокровищ, дошедших до наших дней, вошли и коми родовые знаки – пасы. Коллекцию этих уникальных древних символов, до сих пор остающихся в ходу среди жителей Удорского района, собрала Надежда Багаева, директор районного Национального музея. Надо сразу заметить, что Надежда Багаева – не единственный энтузиаст, собиратель и исследователь родовых пасов. Уже много лет «р\двуж пас» изучает известный в республике краевед из Корткероса Людмила Королева, собравшая огромную (больше тысячи) коллекцию уникальных символов. Подавляющее большинство родовых знаков, зафиксированных Людмилой Николаевной, принадлежит семьям, издавна обжившим берега Вычегды и ее притоков. Другие же районы Коми долгое время оставались вне зоны внимания исследователей. Ученые такой работой почему-то не занимаются. Других же энтузиастов, кроме Королевой, в республике не было. Пока ей, а по большому счету исторической науке, не подставила плечо Надежда Багаева. Надежда Михайловна на Удоре человек известный. Она трудилась в администрации района, много лет возглавляла районное представительство общественного движения «Коми войтыр». Активная, энергичная женщина вдохнула жизнь и в районный краеведческий музей, когда пришла работать сюда. На новом поприще начала с того, что решила поменять стандартное, обезличенное название учреждения, призванного собирать, беречь духовное и материальное богатство Удоры. Уже вскоре районный музей носил название, отвечающее его сути: национальный. Громкое, многообещающее название требовало новых идей, начинаний, масштабных акций. Что-то натужно выдумывать, долго ломать голову не пришлось. Жительница села Буткан Елизавета Михайловна Шабанова собрала родовые знаки 12 семей – своих односельчан. Скопировав их, Надежда Михайловна, тоже коренная удорчанка, добавила к ним свой, а сотрудница музея Вера Николаевна Харламова, землячка Багаевой (они обе с Мезени), без труда вывела знак своего рода. Эта коллекция и положила начало поиску того, что некоторыми учеными уже в советский период считалось полностью забытым, утраченным, не подлежащим восстановлению. Вскоре сотрудники музея подготовили обращение в райсовет ветеранов, в администрации сельских поселений, обратились к жителям Удоры через районную газету. Смысл всех просьб сводился к одному: вспомнить и вывести знак своего рода, передать его изображение в Национальный музей в Кослане. «Приставали» с расспросами и к посетителям музея, особенно к пожилым людям, членам здешнего клуба «Надежда». Этот интерес побудил волну ответного интереса. С оказией, по почте, даже по телефону люди стали передавать, приносить, описывать то, что на протяжении веков служило отличительной особенностью их рода, подчеркивало его индивидуальность, содержало в себе спрессованную информацию. Одним словом – подлинное богатство. Некоторые из информантов Надежды Багаевой смогли с помощью пасов обозначить и показать даже свое родословие. Например, дед «подписывался» двумя горизонтальными полосами. Его старший сын добавлял к ним перпендикулярную палочку, а два других сына свои линии-пасы обозначали с правой и левой стороны. Получался замысловатый «иероглиф», который тем не менее в округе, где проживала семья, мог расшифровать каждый. На некоторых знаках владельческие палочки и закорючки имелись от четырех, а то и пяти поколений одного рода. Такие пасы столетиями лучше любых указателей обозначали лесные охотничьи угодья удорчан. Ими же «штамповали» лодки, различную утварь, рыболовецкое и промысловое снаряжение. Пасы заменяли запоры, засовы, замки. Хотя среди коми раньше не было распространено воровства, но родовой знак, нанесенный на вещь, еще раз подчеркивал, что она принадлежит другому человеку. Кстати, не эти ли черты и резы, почти всегда оставленные на дереве, дали название «родословное древо»? За этими на первый взгляд простыми, незамысловатыми линиями и закорючками спрятана не только разнообразная информация, но и философия. Не случайно, по мнению некоторых ученых, на них опирался, составляя зырянскую азбуку, просветитель Коми края Стефан Пермский. Собирая эти отголоски старины глубокой, Надежда Багаева поняла: необходимо зафиксировать не только символику, но и записывать рассказы людей, дорожащих знаком своего рода, узнать историю их предков, родовых домов, сел, деревень. Короче, описать весь миропорядок жизни, в котором важное место занимали и пасы. Итоги, пусть пока еще только промежуточные, впечатляют. Надежде Багаевой удалось составить банк данных, включающий почти 150 родовых знаков. «Из Муфтюги – 20, Ертома – 19, Важгорта – 11, Макарыба – 9», – перечисляет она населенные пункты и владельческие пометы, чья жизнестойкость вызывает удивление. Надежда Михайловна говорит, что среди прочих удалось увидеть и зарисовать один нетрадиционный знак – в форме звезды. С улыбкой признается, что с недавних пор излюбленным местом ее поисков стали чердаки и подвалы заброшенных домов. Любую деревянную утварь она непременно перевернет вверх дном и обязательно поглядит по бокам: вдруг пальцы нащупают вырезанные ножом палочки и закорючки – символ чьего-нибудь рода? Только в фондах Национального музея в Кослане в ходе такой необычной инвентаризации с пристальным интересом к днищам и бокам старой утвари удалось выявить двадцать родовых знаков. Сейчас это сокровище Удоры пребывает в папках. Надежда Багаева, как сумела, классифицировала собрание, каждый знак записала на отдельную карточку. Все, кто знакомится с уникальной коллекцией, в один голос предлагают Надежде Михайловне ее издать. Ведь ничего подобного до сих пор в Коми не выпускалось. Она и сама мечтает об этом. Два года подряд проект по оцифровке и изданию родовых знаков Удоры отправляла в Министерство нацполитики РК на проводимый грантовый конкурс. Но оба раза безрезультатно. Из газет узнала, что родовые знаки включены теперь и в российский реестр нематериального культурного наследия. Но почему такая высокая оценка этого пласта истории республики не оборачивается никакой поддержкой тех, кто бережет, собирает, пропагандирует национальное достояние? Вопросы, которые, увы, пока остаются без ответа. Между тем у Надежды Багаевой, ее коллег и помощников активно воплощается в жизнь новая интересная идея. Они взялись воссоздать панораму села Кослан, какой она открывалась с противоположного берега реки Мезени 50 и более лет назад. За последние годы райцентр Удоры сильно изменился, на береговой террасе уже почти не осталось старых домов, исчезают колодцы, амбары, улочки... «Новое должно приходить на место старого. Но часто бывает, не увидишь на привычном месте вековой дом или его ровесницу – раскидистую лиственницу, и что-то защемит внутри», – признается Надежда Михайловна. Точно такие же чувства испытывают и другие ее земляки. Узнав о новом проекте Национального музея, стали приносить сюда ворохи старых фотокарточек, на которых запечатлен Кослан в 70-е, в 50-е, в 30-е годы. «Центральную часть села такой, какой она выглядела раньше, мы воссоздали уже полностью, – рассказывает директор музея. – А когда восстановим всю панораму – сделаем выставку. Ведь это так увлекательно, заглянуть не только вперед, но и оглянуться в прошлое». Анна СИВКОВА. Удорский район |