Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Приоритет
19 октября 2007 года

Ольга Лебедева: "Каждый будущий ребенок для нас - как родной"

– Ольга Николаевна, приятно, согласитесь, когда республику наряду с Санкт-Петербургом и Калининградом приводят в пример для подражания… Тем более что в Послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин ставит задачу преодоления демографического кризиса. А у вас уже накоплен опыт в этом вопросе, есть чем поделиться с коллегами... Ведь далеко не каждый регион сегодня может похвастаться наличием своего перинатального центра, в котором так отлаженно действует многоуровневая система оказания перинатальной помощи беременным…

– Конечно, приятно. Наш перинатальный центр сегодня – это еще и широкая сеть вспомогательных структур. Прежде всего консультативно-диагностический блок, предусматривающий многоступенчатую систему оказания помощи будущей маме. На первом и втором этапах непосредственно на местах – в городах и районах – специалисты оценивают возможности вынашивания беременности, на сроках до 12-14 недель женщине делается первая ультразвуковая диагностика (УЗИ) – на выявление пороков развития плода.

По совету специалиста женщина, которая намеревается стать мамой, может пройти УЗИ и до беременности, чтобы при необходимости получить профилактическое лечение, чтобы, образно говоря, «семечко упало на подготовленную почву».

Второй уровень УЗИ проводится по показаниям – в 22-24 недели, с тем чтобы выявить более грубые пороки развития. В тех случаях, когда у специалистов возникают подозрения на наличие хромосомных патологий, таких как синдром Дауна, синдром Патау (неизлечимое хромосомное заболевание), женщина проходит дородовую диагностику на оборудовании экспертного класса, которым сегодня также располагает перинатальный центр. В нередких случаях благодаря своевременно поставленному диагнозу и лечению удается сохранить и сложную беременность.

Очень важно, что в одной связке работают такие службы, как консультативно-диагностическая поликлиника, медико-генетическая лаборатория и отделение патологии малых сроков. Женщина, нуждающаяся в госпитализации, поступает в отделение патологии, где получает консультацию генетика, при необходимости проходит соответствующее обследование, в лаборатории диагностируется порок. Помимо того, в отделении патологии малых сроков получают помощь женщины, которые не могут выносить малыша вследствие каких-нибудь внутриматочных патологий. С применением высокотехнологических методов – с помощью эндоскопической техники, то есть без полостных операций, – таким женщинам делается необходимая хирургическая коррекция.

С 2004 года в центре работает кабинет катамнеза, где дети после сложных родов получают консультации специалистов, в которых они нуждаются.

– Не прошло и полугода, как вы рассказали журналистам о первом малыше, зачатом в пробирке, методом так называемого экстракорпорального оплодотворения. Это стало возможным благодаря развитию такой сложной структуры центра, как медико-генетическая лаборатория. Появились ли на свет новые малыши, зачатые столь необычным образом? Какие еще задачи решает эта служба?

– Да, таким же образом родились еще трое детей. Ежегодно республика будет выделять 10 квот на экстракорпоральное оплодотворение. Тем не менее любая женщина может пройти эту процедуру на коммерческой основе. Сегодня это стоит около 70 тысяч рублей.

Конечно, задач у лаборатории очень много. При реализации национального проекта «Здоровье» мы получили достаточное количество оборудования, в частности иммунобиохимическую лабораторию для неонатального скрининга. В «Республике» эта тема широко освещалась в прошлом году. По нескольким капелькам крови новорожденных с помощью нового оборудования можно выявить тяжелые генные заболевания. Такие, как андрегенитальный синдром, галактоземия, муковисцидоз, фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз. Обследования на эти заболевания в перинатальном центре уже прошли 8400 новорожденных, пятеро оказались больными. Эти дети уже получают соответствующее лечение, особое питание. Все расходы оплачивает федеральный бюджет.

Помимо того мы практикуем инвазивную диагностику, что было бы невозможно без лаборатории. Что это такое? Это диагностика, которую необходимо провести в том случае, когда существует риск рождения ребенка с хромосомной аномалией. Диагностика проводится по решению консилиума врачей и обязательно – генетика. Показаниями к инвазивной диагностике может послужить возраст женщины – старше 35 лет, что увеличивает риск рождения больного ребенка. Или врожденные пороки развития у кого-нибудь из родственников беременной… Проводится эта диагностика также в тех случаях, когда рождение ребенка мужского или женского пола в семье нежелательно по медицинским показаниям – при тяжелых генетических заболеваниях. В этом случае определение пола осуществляется в ранние сроки – до 12 недель, проводится биопсия ворсин хориона (плаценты). На более поздних сроках эта процедура усложняется, околоплодная жидкость или пуповинная кровь плода для исследования хромосомного состава берется через небольшой прокол. Эта диагностика позволяет выявить такие сцепленные с полом наследственные заболевания, как, например, гемофилия.

– Ольга Николаевна, известно, что в отделении фетальной хирургии сегодня проводятся сложнейшие операции, связанные со здоровьем еще не родившегося ребенка…

– Да, это наша гордость. В центре отработана и практикуется последние два-три года методика внутриутробного переливания крови. Эта операция делается при гемолитической болезни плода, связанной с несовместимостью крови матери и плода. Чаще всего это происходит тогда, когда «резус-отрицательная» мама уже была беременной или прерывала беременность, вследствие чего у нее вырабатываются антитела на резус-фактор плода. То есть антитела, которые вырабатываются в крови мамы, свободно проникая через плаценту, разрушают эритроциты ребенка, и он, как правило, погибает. Чтобы этого не случилось, мы переливаем плоду донорскую резус-отрицательную кровь, на которую антитела не вырабатываются.

Помимо того мы научились делать такие операции, как внутриутробный торокоцентез, когда через прокол иглой грудной клетки плода откачивается лишняя жидкость, затрудняющая работу сердца. Эта плевральная жидкость, кстати, обследуется потом на все вероятные инфекции. То же самое проделывается и при нарушениях оттока мочи.

– Кажется, еще совсем недавно такая новость, как выхаживание ребенка, рожденного весом 500-700 граммов, в России считалась чуть ли не сенсацией… Сейчас выхаживают и таких малышей. А у нас?

– До недавнего времени в России существовали такие стандарты: если плод, рожденный до 28 недель, весом до килограмма не прожил более семи суток, то так и считался плодом. Эта смерть не учитывалась в статистике перинатальной смертности. Сегодня, к счастью, наша республика вошла в небольшое число пилотных регионов, переходящих на европейские показатели определения этих критериев. Ведь каждый будущий ребенок для нас – как родной. То есть если малыш родился не меньше, чем в 22 недели, весом 500 граммов, в отделении детской реанимации будет сделано все необходимое для его выхаживания.

И мы уже выхаживаем таких крох, благодаря опять же высокотехнологичному оборудованию: применяем дыхательную аппаратуру, внедрили новую методику искусственной вентиляции легких, дополнительную и очень дорогостоящую медикаментозную поддержку. Кстати, что немаловажно: мама такого глубоко недоношенного малыша также участвует в уходе за ним. Ведь одно дело, когда ребенок один в инкубаторе, и совсем другое, когда рядом самый родной человек, который ждет его, переживает, может поговорить с ним, принести свое грудное молоко… Ребенок чувствует это тепло, общение очень нужно им двоим.

– Еще каких-нибудь лет десять назад в центре планирования семьи – вашем структурном подразделении – была широко развернута программа популяризации современных контрацептивов. Понятно, что речь шла о снижении абортов, о сохранении репродуктивного здоровья будущих мам. Что изменилось с тех пор? Снизилось ли реально количество абортов?

– Снизилось. Если десять лет назад на 100 родов приходилось 160 абортов, то сегодня эта статистика уравнялась: один к одному. Рожать, конечно же, стали больше. Это один из главных результатов нацпроекта. Благодаря программе родовых сертификатов нам удалось добиться значимого улучшения обслуживания женщин. Национальный проект помог нам забыть, что такое дефицит нужных медикаментов.

А что касается центра планирования семьи… Наверное, так исторически сложилось, что репродуктивному здоровью женщины всегда уделялось значительно больше внимания, чем мужскому. Вспомните, какое всегда было соотношение гинекологов и андрологов… А нынешняя статистика говорит о том, что 60 процентов бесплодных пар не могут иметь детей по вине мужчины. Центр планирования семьи ведет очень активную работу по обследованию представителей сильного пола у урологов и андрологов.

Кроме того, наши специалисты проводят профилактические осмотры в школах, читают лекции в ЗАГСах. И это совершенно нормально, зачастую молодые люди, сочетающиеся браком, многого попросту не знают. Как, например, ухаживать за мальчиком, чтобы не допустить возникновения той или иной андрологической патологии? Так что сегодня мы думаем уже не о здоровье мужчины или женщины в отдельности, а о здоровье семьи, ведь как бы это ни банально звучало, для рождения ребенка всегда нужны все-таки двое…

Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №192 (3626) - 18 октября 2007 года

Чистота стоит денег / На сыктывкарском полигоне бытовых отходов запланирована масштабная реконструкция

Лесной гигант на Мезени / Прошла презентация проекта строительства Удорского ЦКК

 №191 (3625) - 17 октября 2007 года

Новоселья на улице Молодежной / Впервые за четырнадцать лет в Сыктывкаре построили муниципальный дом

Сертификат - по доверенности

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 193 (3627)
19 октября 2007 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»