Экономика |
17 апреля 2010 года |
Не в ущерб дорогам / Лесопромышленники ищут оптимальную схему компенсации за провоз тяжеловесных грузов
В Союзе лесопромышленников РК состоялось совещание с участием основных грузоперевозчиков и представителей крупного лесного бизнеса. Генеральный директор Союза лесопромышленников Владимир Бондаренко рассказал участникам встречи, что региональная нормативная база по вопросам перевозки тяжеловесных грузов в Коми приведена в соответствие с федеральным законодательством. До этого размеры платы за возмещение вреда, наносимого автодорогам тяжеловозами, не изменялись с 2004 года. За это время изменился состав транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, а размеры возмещения ущерба стали, по мнению дорожников, практически условными и не обеспечивали компенсацию наносимого вреда. Постановлением от 10 февраля 2010 года Правительство РК определило размер вреда, наносимого автомобильным дорогам. За основу были взяты общероссийские показатели компенсации вреда. С учетом ежегодных индексов инфляции значения ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по автодорогам увеличены в 2,2 раза. Правда, в отличие от федерального законодательства в зимний период, с 1 декабря по 15 марта, плата уменьшается в два раза. Но, по мнению В.Бондаренко, с окончанием действия льготных платежей на перевозчиков ложится серьезная нагрузка. После этих изменений многие транспортники попросту перестали приобретать разрешения на провоз тяжеловесных грузов и стали недогружать 50-60-тонные фуры, так как при весе автопоезда до 38 тонн разрешения можно не брать. Если же представители контролирующих органов тормозят машины с перегрузом, то перевозчик платит штраф в две тысячи рублей. При этом страдает не только транспортное предприятие, но и водитель. Любопытно, что, несмотря на, казалось бы, строгий контроль за состоянием дорог, в реальности одни машины проезжают без особого труда, другие – платят штрафы за перевес. Одни перевозчики приобретают разрешения на провоз грузов, другие – возмещают ущерб, нанесенный дорогам, из собственного кошелька прямо на месте. По мнению лесопромышленников, такая схема работает не на наполнение бюджета республики, а скорее наоборот. Так как платежи постепенно переместились «в тень». По данным Дорожного агентства РК, в 2008 году бюджет получил 69,9 миллиона рублей в виде платы за возмещение вреда автодорогам, госпошлины, платы по актам весового контроля. В 2009 году этот показатель составил всего 45,2 миллиона рублей. Основным фактором снижения поступления платежей, по мнению дорожников, стало то, что с 2009 года Управление ГИБДД МВД по РК перестало согласовывать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов на автопоезда в составе КАМАЗ 53215 (и его модификаций) и прицепа полной массой свыше 14 тонн. В результате только от одного перевозчика республиканский бюджет в прошлом году недополучил 24,5 миллиона рублей. Пока механизм выхода из сложившейся ситуации не определен. Спрогнозировать объем поступлений в 2010 году затруднительно, хотя плановая цифра утверждена в размере 51,2 миллиона рублей. Лесопромышленники предлагают платить собираемые с них деньги легально и ездить без всякого контроля. Но нормативно-правовая база не позволяет пойти на такие меры. К примеру, организации, занятые в строительстве газопровода «Бованенково – Ухта», готовы компенсировать ущерб, наносимый дорожной сети, и перечислять средства в бюджет республики. Причем эти расходы включены в смету мегапроекта «Ямал». Это будет дополнительной платой газовиков, кроме покупки разрешений на проезд у дорожников. В случае с лесопромышленниками можно было бы применить аналогичную схему. То есть в зависимости от объема потребляемого сырья вносить добровольно в бюджет Коми определенную сумму при условии, что разрешения покупать не нужно. То есть позиция лесного бизнеса сводится к налаживанию «белой» схемы платежей. Но с одной стороны, получается, что предприятие должно раскошелиться из средств чистой прибыли, так как расходы на эти цели нельзя отнести на себестоимость продукции. Это очень дорогое удовольствие для лесного бизнеса. С другой стороны, кто же отменит дорожный контроль, который занимается выдачей разрешений? Ситуация фактически тупиковая. Предположим, что разрешение будет приобретать потребитель древесины, а не перевозчик. Но ведь разрешения выписывают на конкретную машину с определенным госномером. Получается, что сегодня, в условиях действующей нормативной базы, очень сложно придумать механизм, облегчающий участь лесопромышленников и перевозчиков лесных грузов не в ущерб дорогам. Марина СОТНИКОВА. |