Общество |
8 апреля 2010 года |
Виртуальный обмен инновационным опытом предприняли члены международного совета по сотрудничеству в области лесного профобразования
Вчера в Сыктывкаре прошла видеоконференция, в ходе которой члены Международного совета по сотрудничеству в области лесного профессионального образования финно-угорских стран и регионов России, ученые, общественники, представители учебных заведений, крупного бизнеса и органов госвласти обсудили вопросы инноваций в лесном секторе экономики. Организатором онлайн-общения стал Сыктывкарский лесной институт. На связь со столицей Коми вышли представители ведущих профильных вузов Швеции, Финляндии, Эстонии, Карелии, Удмуртии, Марий Эл, Кирова. По словам директора СЛИ Валентины Жиделевой, на площадке международного совета заинтересованные стороны получили возможность обменяться опытом внедрения инноваций на предприятиях лесной сферы и в образовательных учреждениях в условиях отсутствия финансирования этих процессов со стороны государства. В нашей республике крупные промышленные компании решают проблему внедрения инновационного подхода самостоятельно. К примеру, на ОАО «Монди СЛПК» применяются новые технологии лесозаготовки. Предприятие готовит операторов харвестеров и форвардеров для своих нужд при поддержке учебных заведений Коми. Это вынужденный заказ бизнеса, так как в России отсутствует полноценная система подготовки операторов лесных машин на современном уровне. Молодых специалистов учат управляться с техникой, но при этом они не получают знаний в области лесопользования. Эффект пересмотра подхода к подготовке кадров для лесного бизнеса не заставил себя долго ждать и выразился в увеличении производительности труда операторов, в изменении отношения специалиста к технологии производства и экологии. Проректор Петрозаводского госуниверситета Илья Шегельман призвал вузы активнее подключаться к реализации федеральных программ в сфере рационального природопользования, разрабатывать проекты и получать гранты. Также И.Шегельман предложил на сайте СЛИ, своеобразной «копилке идей», обмениваться инновационными идеями, в том числе с участием зарубежных коллег. Финские коллеги рассказали, что в качестве инновационной идеи используют дистанционное обучение студентов без их отрыва от производства. Кроме того, инновационный компонент и его финансирование заложен на уровне стратегических планов как государства, так и каждого вуза в отдельности. К примеру, из специального фонда технологий Университету прикладных наук из финского города Тампере выделяется от 70 до 220 тысяч евро в год на научные исследования. Нашим вузам о таких средствах остается только мечтать. Также финны практикуют комплексные дипломные проекты, когда несколько студентов по заказу бизнеса работают над решением серьезной производственной задачи. Кстати, опыт подготовки «двойных дипломов» коллеги из Финляндии предлагают внедрять на базе СЛИ. Кстати, в России вышел закон, позволяющий НИИ и вузам создавать на своей базе малые предприятия по внедрению инноваций. Правда, пока у закона отсутствует нормативная база, не определены финансовые механизмы создания инновационных предприятий. Нет у нас и венчурных фондов, которые бы финансировали инновации, имеющие определенную долю риска. В нашей республике подспорьем для реализации инновационных проектов являются меры господдержки малого и среднего бизнеса, в том числе гранты до 300 тысяч рублей, в единичных случаях – поддержка крупного бизнеса. Правда, сегодня существует проблема разрыва между интересами бизнеса и возможностями науки и вузов, считают участники конференции. Производство не всегда готово к внедрению инновационных идей, поэтому не только бизнес, но и вузы должны выходить с предложениями к бизнес-сообществу, считает участник диалога профессор Марийского госуниверситета Эльдар Каримов. На последующих онлайн-конференциях будет продолжено обсуждение инновационных процессов от их идеи до внедрения в жизнь. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |