Дым Отечества |
27 марта 2010 года |
Документ без комментариев
Малоизвестные и неизвестные документы из фондов государственных архивов Республики Коми представляет ведущий специалист отдела публикаций Национального архива РК Леонид Кызъюров. Из сообщения священника Чупровской Спасской церкви Петра Ванеева Яренскому уездному исправнику о деятельности секты скрытников от 5 апреля 1909 г. Секретно. ЕГО ВЫСОКОБЛАГОРОДИЮ Господину Яренскому Уездному Исправнику Чупровский приход с давних времен заражен старообрядчеством Филипповского согласия, около 1860 года в этом приходе появилась новая секта странников, известных по местному названию «скрытников». Последние сектанты с 1880 года обратили на себя внимание Гражданского начальства, которое, признав эту секту вредною и противоправительственною, стало преследовать последователей этой секты. Некоторые из последователей секты были захвачены Полицией, а большая часть разбежалась и скрылась в гг. Ярославль, Каргополь и в других местах Олонецкой губернии. До начала настоящего 1909 года скрытники хотя были в Чупровском приходе, но ничем себя не проявляли, секретно скрываясь в своих тайных притонах. В декабре месяце 1908 года в село Чупрово прибыл из города Ярославля проживавший там 8 лет крестьянин деревни Муфтюги Павел Ильин, ныне именующий себя Прохором (по-зырянски Прокур) Орловым. Ильин приехал вместе со своим учеником Степаном Михайловым Козыревым, крестьянином села Чупрово, последнего старообрядческое имя и фамилия мне не известны. С прибытием в Чупровский приход этих расколоучителей проявилась необыкновенная деятельность в секте скрытников, моления их начались производиться чуть не открыто, на моления эти они стали приглашать православных жителей и даже детей школьного возраста. Во время великого поста моления скрытников производились в селе Чупрове в доме крестьянина Михаила Иванова Козырева, отца Стефана Козырева, до 26 марта (Михаил Козырев ныне состоит Помощником Важгортского Волостного Старшины), а с 26 марта и во всю светлую неделю моления происходили в деревне Муфтюге в доме крестьянина Никиты Филиппова Ильина. По показанию местных крестьян, на молениях в праздник Пасхи кроме скрытников было очень много посетителей православных из разных селений: Чупровского, Муфтюгского, Верхозерского, Выльгортского и Кирикского. Посетителей было столь много, что комнаты Ильина не вмещали всех посетителей, и многие из них стояли в сенях и на повити. Вообще после молений Павел Ильин в каждый раз обращается к присутствующим словом, которым кощунственно осмеивая Православную веру и все Православное, поучал, что нет спасения в Православной церкви и что можно спастись только в их вере, а потому не нужно исполнять никаких христианских обязанностей, налагаемых Св. Православной Церковью, не следует ходить в Православную церковь для молитвы и прочее. Далее поучает он простецов-слушателей, что теперь наступило последнее время пред пришествием Христовым и что теперь в мире царствует Антихрист и этот Антихрист не что иное, как наш Православный Русский Царь-Помазанник Божий, поэтому всячески надобно скрываться от него и его правительства: надобно Царя не почитать, в ревизские сказки не записываться, податей и повинностей государственных не исполнять и прочее. Павел Ильин привлекает в свою секту не одним только словом, но и обещаниями выдавать денежные субсидии от каких-то ярославских благотворителей. Слова и обещания сильно действуют на сердца здешних простецов. Несмотря на мое проповедничество с церковной кафедры и на публичные собеседования с прихожанами, учение Ильина возымело свое действие, так: В истекшем великом посту было ограниченное число исповедовавшихся и причастившихся. На Светлой неделе во время хождения по домам с иконою Богоматери для славления половина домохозяев селений – Чупровского, Муфтюгского и Верхозерского не пожелали принять икону и нас. Недавно совращенных и затем умерших в этой секте в феврале или марте месяце села Чупровского крестьянина Дмитрия Иванова Екимова и крестьянок Степаниду Савватиеву Екимову и Марфу Сеоргиеву Коровину скрытники похоронили без моего ведома и разрешения Полиции. Екимова и Коровину похоронили в деревне Верхозерской, где не имеется никакого кладбища, а Екимову погребли в Чупрове, но только не на кладбище, а на неизвестном месте, места этих могил знают только скрытники да содержатели скрытников в своих домах. Скрытников в селе Чупрове содержат Степан Васильев Екимов, Дмитрий Прокофьев Багаев и Михаил Иванов Козырев, в деревне Муфтюге – Никита Филиппов Ильин, в Верхозерской деревне скрытники живут в нескольких домах, но имена и фамилии домохозяев мне неизвестны. От внушения скрытников произошли и такие безобразия, как например: присвоение причтовых пожен крестьянами дер. Муфтюги, неуплата руги причту зерновым хлебом крестьянами селений Муфтюги и Чупрова и прочее. Все эти беззакония и безобразия происходят от того, что на громадную Важгортскую волость имеется только один Полицейский урядник Отев, который хотя и бывает каждомесячно в Чупровском приходе для исполнения своих обязанностей, но что он один может сделать со скрытниками, живущими в потаенных местах и действующими тайно и секретно. Имеющиеся деревенские десятские, как склонные к расколу, действуют заодно со скрытниками, не исполняя своих обязанностей по должности. Для остановления подпольной пропаганды скрытников против Св. Церкви и Правительства, я полагаю, необходимо принять решительные меры с назначением особенного Полицейского урядника для Чупровского прихода с несколькими агентами Полиции в помощь уряднику, из таких агентов должен быть местный, который знает в лицо всех скрытников и был бы преданным человеком для Царя и Православия. Я, как ревнитель Православия и Русского Самодержавия, обо всем этом имею честь сообщить секретно ВАШЕМУ ВЫСОКОБЛАГОРОДИЮ для зависящих от Вас распоряжений, оставляя меня совершенно в стороне от сего дела, как Пастыря Св. Православной Церкви. Священник Петр Ванеев. (Сохранены стиль и орфография того времени.) |