Культура |
21 января 2010 года |
Мазком широким, щедрым и весомым… пишет свои полотна Вячеслав Куликов
В минувший четверг в Национальной галерее РК открылась персональная выставка одного из ведущих живописцев республики – Вячеслава Куликова. Выставка приурочена к 70-летию художника. К огромному сожалению почитателей и устроителей выставки, сам юбиляр не смог присутствовать на открытии. Вячеслав Михайлович приболел, цветы и слова благодарности за огромный труд и бесценный дар принимала его супруга, также замечательный художник – Александра Куликова. На экспозиции представлены более 40 живописных полотен, выполненных маслом. Отрадно то, что в их числе есть несколько работ 2009 года, что свидетельствует о неиссякаемом поиске художника. Но главное, судя по новой цветовой гамме, преимущественно голубовато-бирюзовой, и совершенно иной, более мягкой экспрессивности этих полотен, Вячеслав Михайлович переживает новый виток творчества и философского осмысления жизни. Профессиональную деятельность Вячеслав Куликов начинал как художник-реалист. Его пейзажные работы входили в экспозицию республиканских выставок. В полотнах «Северная деревня», «Река цветет», «Околица», «Белый пейзаж», созданных в конце 1960-х, присутствует свойственное художнику стремление поймать неповторимые, ускользающие мгновения в жизни природы. Критики тем не менее считают, что по-настоящему Вячеслав Куликов выразил себя в жанре натюрморта, доказав, каким неограниченным творческим потенциалом он владеет. Круг мотивов и атрибутов натюрмортов мастера при этом не широк. Чаще всего это предметы домашней, преимущественно коми национальной утвари и дары природы. И в этих работах Вячеслав Куликов выразил себя как художник, обладающий своей формой: щедрым и в то же время весомым, пастозным мазком, за счет чего работы приобретают ощутимую фактурность, объем, форму. Этими характеристиками отмечены лучшие натюрморты разных лет: «Лесные дары», «Натюрморт с пестерем», «Дары северной земли» и многие другие. В середине 1980-х Вячеслав Михайлович вновь обращается к пейзажу. Помимо деревенских мотивов он увлечен городским пейзажем. Художник родился в Москве, где и окончил художественно-графическое отделение Московского государственного педагогического института. Как бывший житель мегаполиса он остро ощущает прелесть небольших затаенных улочек провинциального городка. И в этой тихой городской архитектуре также находит мотивы, близкие деревенским: «Улица в Сыктывкаре», «Вид из окна»… С середины и до конца девяностых художник работает над большим циклом «Коми деревня», за который в 1998 году получает Государственную премию республики. Частые поездки в село Куратово и летнее проживание в живописном Ыбе дают ему богатый материал для создания образа северной деревни: «Белая ночь», «За околицей», «Деревня Каргорт». Почерк художника трудно спутать с каким-либо другим. В начале 2000 года Вячеслав Куликов переходит от позиций реализма к абстрактной, формальной живописи. Тем не менее, как считают почитатели таланта Куликова, когда и в какой бы манере он ни писал, ему никогда не изменяет чувство гармонии, правдивость и преданность своим творческим убеждениям. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Владимира ЯЧМЕНЕВА. |