Культура |
24 ноября 2009 года |
"Калевала" с пионерами/ На новой сцене театра драмы зрители увидели оригинальную версию знаменитого эпоса
В минувшую субботу в академическом театре драмы им.В.Савина прошла долгожданная премьера спектакля «Калевала» по эпической поэме Элиаса Леннорта. Спектакль поставлен режиссером из Санкт-Петербурга профессором кафедры драматического искусства и режиссуры Андреем Андреевым (на снимке). ЭТОТ спектакль – дипломная работа молодых артистов из республики – выпускников Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В 2004 году ребята из разных уголков Коми были отправлены на целевое обучение в город на Неве. Дипломный проект студенты не раз прокатывали на различных площадках Санкт-Петербурга. Как отметил в беседе с корреспондентом «Республики» сам Андрей Андреев, прочтя весь эпос, он вообще придумал семь спектаклей совершенно в разных жанрах. Именно этот спектакль изначально был поставлен в расчете на труппу из 30 человек. Вместе с нашими ребятами играли их сокурсники из Финляндии. Версия основана на двух первых рунах карело-финского эпоса, объединенных в единую ткань в поэме Леннорта. Для большинства зрителей несомненным удовольствием было, конечно, окунуться в комфортную атмосферу нового современного здания драмтеатра – как мы уже сообщали, накануне новое здание официально было сдано в эксплуатацию. Сама же постановка с первых минут повергла некоторых зрителей, которые, судя по всему, настраивались на более классическое прочтение эпоса, в состояние легкого шока. Во всяком случае, несколько человек поспешили покинуть зал в самом начале спектакля. А после сцен с неким эротическим оттенком одна из зрительниц, пришедшая на спектакль с маленькой девочкой, чуть ли не бегом вывела ее из зала. Тем не менее А.Андреев полагает, что сам Леннорт дает свободу в интерпретации своего произведения. «Мне хотелось, чтобы в числе зрителей «Калевалы» было больше молодежи, – отметил режиссер. – К сожалению, сегодня при слове «Калевала» многие начинают зевать, поэтому спектакль и должен был родиться живым, подвижным, интересным». С уверенностью можно сказать одно: ничего подобного на сцене нашего государственного театра драмы еще не прокатывалось. Все действие подано современным языком театра, игра основана на особой пластике и необычном звуковом движении, завязана на оригинальных режиссерских решениях. Причем в этой мистерии русская речь произносится как финская – с ударением на первый слог. Первое, что видит зритель, – это огромный черный стол, за которым восседают юноши и девушки в черных одеяниях. Как выясняется впоследствии, это практически единственная стационарная декорация – трансформер. Один из героев открывает книгу и начинает реветь по-фински начальные слова «Калевалы». Подхватывая этот рев, остальные создают какую-то хтоническую какофонию звуков из вполне бытовых предметов: гофрированных шлангов, дудок, прутов… Таким образом создается картина мира, рождающегося из хаоса. Появляется Мать воды, Дева неба, на колено которой утка откладывает семь яиц. Из этих яиц рождаются берега, ложбины, скалы. Одна из самых зрелищных, потрясающих воображение сцен спектакля – рождение Вяйнямейнена – бога, вещего рунопевца, мудреца и сеятеля. Действие происходит в чреве беременной женщины, из которого вырывается на свет засидевшийся младенец. Появляясь на свет, Вяйнямейнен пытается избавиться от плотно обвившей его пуповины, в качестве которой опять же выступают красные гофрированные шланги. ОСНОВНЫМ декорационным материалом в спектакле является полиэтиленовая пленка. Белая символизирует волны, зеленая – море, красная – чрево матери. В спектакле периодически появляются и элементы советской атрибутики: пионеры, акробатические пирамиды. Загадкой для многих оказалась сцена, где персонажи появляются в современной молодежной одежде и читают эпос в стиле рэп. Завершается спектакль сказаниями о деяниях Вяйнямейнена, который рождает поляны, деревья, злаки. Судя по бесконечным «Браво!», в целом зрителю спектакль понравился. А вышедший поздравить режиссера и молодых артистов министр культуры РК Владимир Юрковский отметил, что подобные постановки, в которых так много музыки, движения и азарта, под силу только молодым и безмерно увлеченным. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |