Дым Отечества |
22 августа 2009 года |
Загадка птичьей лапки/ Некоторые жители вымских берегов ведут свой род от легендарной чуди
Продолжаем знакомить читателей приложения с исследованиями юных краеведов. Представленные на этой странице материалы на прошедшей XII республиканской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» получили высокую оценку жюри и приняли участие во всероссийском конкурсе лучших исторических работ школьников. Одними из интереснейших в мифологии народов Европейского Севера – коми, русских, саамов, ненцев – являются легенды о загадочном народе чудь. Термин «чудь» употребляется также и в некоторых исторических документах для обозначения населения Европейского Севера, например, он зафиксирован в древнерусских летописях. От Прибалтики до Урала можно встретить сотни топонимов с указанием на то, что здесь когда-то обитал легендарный народ. Все это вызывает закономерный интерес ученых. Не оставили равнодушными чудские легенды и нас, сподвигли отправиться на Вымь, жители которой тоже высказывают мнение о своей причастности к «чудскому народу». Исследователи по-разному объясняли происхождение этнонима «чудь». Часть из них однозначно относила их к финно-угорскому. Другие выявили индоевропейские корни этого слова. Например, известный в Коми ученый Л.Лашук выдвигал гипотезу, что оно восходит к общеславянским корням и в значении «чужой» образовано от древней основы «tjudъ», которая является заимствованной из готского языка, где обозначала «народ». Наименование «чудь» перекликается с современными русскими словами «чужой» и «чудо», а в словаре В.И.Даля встречаются слова «чэдый» («странный»), «чудь» («странный, чужой»). Исходя из этого «чудь» в понимании русских – «принадлежащий другому народу, с чужими, непонятными обычаями». Сейчас многие исследователи сходятся во мнении, что термин «чудь» является славянским наименованием группы северных, преимущественно финно-угорских народов от Волжско-Окского междуречья до Прибалтики. Распространителями этого термина были, по всей видимости, новгородцы. Вначале экспансии Новгорода на север и северо-восток ушкуйники столкнулись с неизвестным им народом, которого и прозвали «чудь». А позже он распространился и на другие финно-угорские народы. А сами народы переняли его у русских. На территории Коми зафиксировано немало легенд о чуди. По некоторым поверьям, этот народ населял нашу землю еще до появления людей. В других быличках чудь – нечистая сила, невидимый злой дух. Большинство же легенд отождествляют чудь с древними людьми, населяющими Коми край. Многие информаторы затрудняются сказать, были ли они коми или же представляли другой этнос. В вымских селах и деревнях фигурируют три сюжетные линии о чуди. Наиболее распространены былички о том, как этот народ «ушел под землю». «Дома у них были в виде землянок, крыши держались на четырех столбах. Не желая принять христианство, они подрубали столбы, на которых стояли их жилища. И уходили со своим скарбом под землю». В вымском селе Онежье записана уникальная генеалогическая легенда. Ее рассказала местная жительница А.А.Щанова: «Раньше чудь здесь была. Чудь бога еще не знали. И они ямы выкопали, сверху доски положили и сделали что-то вроде силков. Там и задавили сами себя. Вся чудь зашла в эту яму со всем добром, а мой пра-прадедушка Нем остался, он не зашел в яму. Потом они подрубили что-то и сами себя завалили. Вот Нем из старых поселенцев и остался, и наш род. А остальные ведь сейчас уже пришлые. Один Нем и был из старых, от него: Нем-Степ-Гриш-Ардальон...» Таким образом, одна из вымских семей, по легенде, ведет свою родословную напрямую от мифологической чуди. Родство вымичей с чудским населением прослеживается и в таком обычае. Ежегодно в ближайшую к Троице субботу жители некоторых деревень еще недавно проводили коллективные поминки на «чудских местах». По информации известного археолога Э.Савельевой, жители деревни Божъюдор в 30-е годы приходили к чудским ямам, расположенным в четырех километрах от деревни, поминать предков. А в деревне Весляна в 50-е годы на высоком берегу Выми устраивали гулянья, при которых поминали чудских бабушек-дедушек. На местах чудских ям обнаружены могильники Перми Вычегодской. Вымская культура характеризуется специфическим обрядом погребения – кремацией, при которой устраивались деревянные срубы или домовины на четырех столбах. Возможно, это и формировало у коми сюжеты о самопогребении чуди. Большой познавательный и научный интерес представляет экспонат, хранящийся в школьном музее села Шошка Княжпогостского района. Это сосуд с пасом – с родовым знаком в виде птичьей лапки. Подобные пасы не встречаются среди зафиксированных знаков собственности у других групп коми. Как правило, родовые знаки у зырян представляют собой различные сочетания геометрических фигур. В то же время аналогичный орнамент «птичья лапка» встречается на керамических сосудах из погребений, расположенных недалеко от Шошки, Кокпомъягского и других могильников, что является косвенным свидетельством преемственности коми некоторых традиций легендарной чуди. Евгения КИКТЕВА, ученица лицея при СГУ. Научный руководитель: Ирина Ильина, старший научный сотрудник ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. |