Общество |
7 апреля 2009 года |
Неподнятая целина/ У внутреннего туризма большой потенциал, который еще предстоит реализовать
С 3 по 5 апреля в Сыктывкаре, в залах Торгово-промышленной палаты РК, состоялась вторая республиканская туристская выставка-ярмарка «Отдых на Севере-2009». Организаторами ее выступили Агентство РК по физкультуре, спорту и туризму и ТПП РК. Около полутора тысяч человек (а именно такое количество горожан и гостей столицы посетило экспозицию) познакомились с разнообразными программами и маршрутами отдыха. Специалисты, заинтересованные в развитии партнерства, обсудили актуальные проблемы и перспективы туристического рынка Коми. – Экономический кризис может дать толчок развитию внутреннего туризма республики, – такую на первый взгляд парадоксальную мысль высказал руководитель Агентства РК по физкультуре, спорту и туризму Василий Гончаренко. – Ведь стоимость предлагаемых туров существенно ниже, чем на зарубежных направлениях. А тот, кто не мыслит себя без путешествий, обратит внимание на то, что и в родном крае есть немало интересных мест. С этим трудно не согласиться. Еще не оценены до конца любителями и красоты Приполярного Урала, и вся прелесть охотничьих и рыболовных туров, и удовольствие от занятий конным спортом. А представьте себе, каким незабываемым может стать для горожанина хорошо организованный отдых в деревнях с национальным колоритом, с коми шанежками, рыбными пирогами, парной банькой и многим другим из разряда сельской экзотики. Подобными перспективами можно заинтересовать не только жителей Коми, но и гостей из других регионов. Все зависит от уровня организации подобных туров. Как уже было сказано, путешествовать по родному Северу намного дешевле, чем ездить за рубеж. Во-вторых, можно сделать много открытий и на своей малой родине, о которой, кажется, уже давно все известно. В этом я убедилась на собственном примере, став участником увлекательного пресс-тура «Усть-Вымь: страницы истории», организованного в минувшую субботу спортагентством РК и одним из туроператоров региона. Наше путешествие началось с автобусной экскурсии по Сыктывкару, во время которой участники услышали немало нового. Далее путь был взят на древнее село Усть-Вымь, бывший православный, политический и экономический центр Коми края (в 2008 году это село, наряду с городами из 39 регионов России, вошло в состав уникального туристического маршрута «Большое Золотое кольцо России». – Прим. автора). В селе Усть-Вымь мы посетили историко-этнографический музей, расположенный в здании бывшей земской больницы, часовню трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, Михаило-Архангельский монастырь. Впрочем, вернемся на выставку. В ее рамках был проведен семинар по теме «Защита прав потребителей при оказании туристских услуг», в котором приняли участие специалисты Управления Роспотребнадзора по РК и Ассоциации турагентств РК. Главный специалист-эксперт управления Татьяна Вялкова сообщила, что в 2008 году от граждан поступило четыре заявления с жалобами по поводу нарушения прав на получение полной и достоверной информации о турпродукте. В двух жалобах шла речь о проблеме с возвратом средств из-за отказа от турпутевки. Всего за предоставление некачественных туруслуг в прошлом году в Коми к ответственности было привлечено 35 должностных и юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила 54 тысячи рублей. Такая работа продолжается и в текущем году. Вместе с тем, по словам руководителя Управления Роспотребнадзора по РК Людмилы Глушковой, «нарушений в сфере туризма значительно меньше, чем в торговле». Проблемы возникают и при реализации Федерального закона № 132 от 1996 года «Об основах туристской деятельности в РФ». По закону турагент только продвигает и реализует турпродукт, который формирует туроператор, и не несет финансовой ответственности за некачественно оказанные услуги. На практике же наблюдается обратная картина. Если турагент начнет возмущаться, то, как отметил председатель Ассоциации тур-агентств РК Мнацакан Никогосян, «туроператор говорит, что найдет другого посредника». Добавлю, что у нас девять тур-операторов имеют лицензию на формирование внутренних туров. Внесенные в 2007 году в закон поправки, касающиеся финансовой ответственности туроператора, по мнению юриста некоммерческой организации «Фонд «Союз юристов РК» Андрея Никулина, так и не заработали. Участники круглого стола по вопросам развития сельского туризма обратили внимание на главные болевые точки: отсутствие или недостаточное развитие инфраструктуры в населенных пунктах и слабое информирование потребителей о предлагаемых турах. Как выяснилось, на федеральном уровне нет ни одного нормативного документа по развитию сельского туризма. По словам заместителя руководителя спортагентства РК Олега Мешкова, все туроператоры, работающие в республике, были проинформированы о данном круглом столе, но большинству из них «неинтересно заниматься развитием внутреннего туризма». В воскресенье, при завершении выставки, подведены итоги конкурса на разработку туристского бренда Коми. В нем приняли участие 33 человека из Усинска, Ухты, Сосногорска, Емвы, Сыктывкара, Удорского и Прилузского районов, а также из Екатеринбурга. Они представили 70 эскизных проектов, содержащих характерные природные и этнокультурные особенности родного края. По решению комиссии победительницей стала дизайнер из Сыктывкара Ирина Панева, второе место занял Роман Бушенев из села Кослан, третье – сыктывкарки Анастасия Прокудина и Ольга Кривушева. Победителю и призерам вручили денежные премии. На протяжении последних лет проблеме развития туристического рынка республики уделяется все больше внимания. Однако вряд ли ситуация кардинально улучшится в ближайшее время. – Пока мы прорабатываем направления и зоны, где можно масштабно развивать туристическую деятельность, – рассказал Василий Гончаренко. – Сейчас готовим к разработке целевую республиканскую программу «Развитие внутреннего туризма на территории Республики Коми на 2010-2012 годы». Сделан акцент на трех направлениях. Первое – Сыктывкар и близлежащие районы (экскурсионно-познавательное направление). Затем учли мнение желающих совместить хобби и туризм (охота, рыбалка, сбор дикоросов). Центр этого направления программы будет в селе Ижма. Еще один приоритет – природно-активный туризм с центром в Инте, откуда будет выход на национальные парки. В завершение скажу, что подобные экспозиции и пресс-туры помогают турфирмам находить потенциальных инвесторов и клиентов среди сотен посетителей. С каждым годом предложений от турагентов и туроператоров все больше. Значит, надежда на успех в развитии внутреннего туризма все же есть. Анна МУРЫГИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |