Из первых уст |
1 апреля 2009 года |
Андрей КРЫЛОВ: "Необходимость закона "о патронаже" продиктована временем"
Сегодня в республике широко обсуждается законопроект «О дополнительных социальных гарантиях в Республике Коми некоторым категориям граждан, осуществляющим уход за престарелыми и инвалидами». На мартовской сессии Госсовета РК документ в первом чтении получил от депутатов одобрение, от СМИ – короткое название «о патронаже» и был отправлен на доработку. О том, что нуждается в усовершенствовании, кому и чем призван помочь этот законопроект, рассказывает глава ведомства, в котором документ был подготовлен, – руководитель Агентства Республики Коми по социальному развитию Андрей Крылов. – Андрей Николаевич, какова цель законопроекта? – Чтобы расставить все точки над i, хочу напомнить, что понятия «социальная защита» и «социальная поддержка» включают в себя не только вопросы материального обеспечения престарелых граждан и людей с ограниченными возможностями. Эти люди не в меньшей степени нуждаются во внимании близких, в домашнем тепле и уюте. Но, к сожалению, именно эти потребности региональная система государственных стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания полностью удовлетворить не может, даже несмотря на достаточно высокое развитие этой системы. Законодательство частично решает эту задачу – дает возможность людям, нуждающимся в посторонней помощи, максимально долго оставаться в привычной социальной среде. Им помогают на дому социальные работники. Но усилий только соцработников в этом деле, согласитесь, недостаточно. Государственная политика в области социальной защиты пожилых граждан и инвалидов должна включать в себя и альтернативные механизмы решения проблемы помощи нуждающимся в постоянном уходе. И такой опыт в России уже есть. Появляются инновационные формы оказания социальных услуг – частные агентства, предлагающие помощь сиделок, распространяются договоры пожизненного содержания с иждивением, формируется новый гражданский институт – приемная семья для престарелых и инвалидов. Создание новых форм соцобслуживания продиктовано временем. Эти услуги востребованы и дают положительный эффект. Поэтому вполне логично, чтобы и в Республике Коми создавалась почва для стимулирования развития таких гражданских инициатив. В этой связи по поручению Главы Республики Коми агентством был разработан проект закона, который предусматривает выплаты тем, кто, не являясь родственниками гражданина, нуждающегося в посторонней помощи, принимает на себя обязательства по уходу за ним. – Почему же законопроект не берет в расчет родственников? – Потому, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать и заботиться о своих нуждающихся в уходе родителях. Эта норма установлена и Конституцией РФ, и Семейным кодексом России. Аналогичные обязательства установлены и между другими членами семьи (например, между дедушками и бабушками и их внуками). Для неработающих трудоспособных граждан, которые ухаживают за престарелыми родственниками, установлено право на компенсацию в размере 1200 рублей. Все эти нормы закреплены на уровне Российской Федерации. А цель нашего законопроекта – развитие новых форм оказания социальных услуг престарелым и инвалидам. – Какие проблемы позволит решить новый закон? – Он позволит одновременно решить целый ряд социальных задач. О некоторых из них я уже говорил: это обеспечение пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями должным уходом, социальная адаптация этих людей, решение проблемы одиночества и нехватки доверительного общения. Кроме этого мы надеемся получить и хороший экономический эффект. Во-первых, предусмотренная законопроектом форма даст реальную экономию бюджета республики. Одно дело – строить все новые и новые стационары, нести расходы по их содержанию и содержанию штата специалистов, и другое дело – расходовать деньги адресно: конкретному человеку за конкретную работу. Все предельно прозрачно, четко и оперативно. И не будем забывать еще и то, что этот законопроект – хорошая возможность для энергичных инициативных граждан улучшить свое материальное и социальное положение. Это особенно актуально для тех, кто потерял работу. Ведь для принявших на себя обязательства по уходу за престарелыми и инвалидами предусмотрена выплата – 3 000 рублей в южной природно-климатической зоне и 3 600 рублей в северной природно-климатической зоне. – Не подменяет ли проект закона деятельность государственных учреждений социального обслуживания населения? – Ни в коем случае. Речь ведь не идет о сокращении стационаров отрасли. Напротив, как вы знаете, на уровне Главы республики принято решение об увеличении числа мест в учреждениях соцзащиты для престарелых граждан и инвалидов. Но с другой стороны, в каждом населенном пункте стационар не построишь – это и дорого, и неэффективно. Мы говорим об альтернативе: человек сам вправе выбирать, получать ему необходимый уход в профильном интернате или в домашних, можно сказать, семейных условиях. И эти пожелания граждан мы обязаны учитывать потому, что сфера социального обслуживания пожилых людей и инвалидов изначально ориентирована на выполнение их индивидуальных потребностей, а меры по социальной адаптации таких граждан являются приоритетными. Простой пример. Наши специалисты очень часто сталкиваются с такой ситуацией, когда пожилые граждане уже в силу возраста и состояния здоровья не могут за собой ухаживать, но при этом ни за что не хотят переселяться из родного дома в стационарное учреждение. И понять их можно: уезжать куда-то из мест, с которыми связана вся жизнь, – это огромный стресс, который может оказаться пагубным для здоровья. Законопроект о патронаже дает возможность избежать этого стресса: человек остается дома, а всю заботу о нем берет на себя другой человек, например сосед или знакомый, который за оказание этих услуг получает от государства вознаграждение. – Когда речь идет о вознаграждении, сразу возникает вопрос о возможных злоупотреблениях. Будет ли вестись должный контроль за тем, как оказываются услуги? – Контроль должен быть обязательно. И законопроект ответственности с органов социальной защиты не снимает. Напротив, эта ответственность увеличивается. Специалисты отрасли соцзащиты будут проверять, насколько полно и своевременно оказан уход, есть ли у подопечного лекарства, сыт ли он, не испытывает ли он эмоционального дискомфорта от общения со своим опекуном. Именно для того, чтобы предусмотреть все нюансы, законопроект и предложили обсудить широкой общественности. Только такое обсуждение, учет всех конструктивных предложений и замечаний приведет к тому, что закон будет успешно работать и даст хороший эффект. – Андрей Николаевич, вы говорили об опыте других российских регионов. Будет ли он учтен у нас? – Новые формы оказания социальных услуг применяются в Самарской и Курганской областях, в Республике Бурятия. В некоторых регионах такие виды соцпомощи существуют де-факто, но не оформлены законодательно. Нам же наиболее интересен самарский опыт. Здесь необходимость принятия нормативно-правовых документов продиктовала сама жизнь: в последние годы в области стихийно образовались приемные семьи для престарелых людей и инвалидов. Власти области решили законом урегулировать отношения опекунов и их пожилых подопечных. Сейчас количество таких семей в области растет, это говорит о том, что такие отношения в обществе востребованы и выгодны для всех. Опыт Самары мы будем учитывать при доработке республиканского проекта закона. – Вы думаете, в республике найдутся люди, готовые принять на себя обязательства по уходу за пожилым человеком или инвалидом? – Я в этом уверен. Не нужно плохо думать о людях. И в городах, и в селах давно существуют отношения, когда за пожилыми, обремененными недугами людьми ухаживают обычные граждане – соседи, знакомые, бывшие коллеги. Наверняка есть среди нас и те, кто пока таких услуг не оказывает, но готов это делать. Сейчас наша цель с помощью тщательного мониторинга досконально выяснить, сколько жителей нашей республики уже взяли на себя заботу о немощных гражданах, скольких можно считать потенциальными опекунами, насколько охотно пожилые и инвалиды примут такие отношения. Полагаю, итоги мониторинга будут весьма любопытными и полезными для усовершенствования законопроекта: ведь он должен быть не только востребованным, но экономически просчитанным. В целом же исходя из предварительных выводов и дискуссий концепцию законопроекта жители республики поддерживают. Беседовала Анна ИГНАТОВА. |