Экономика |
14 января 2009 года |
Земельные споры и "молочный" вопрос
С выходом в свет федерального закона о введении технических регламентов на молочную продукцию позиции многих молзаводов на продовольственном рынке пошатнулись. Нововведения в особенности затронули интересы тех, кто использует в качестве сырья сухое молоко. По новым правилам они обязаны указывать на упаковке, на основе какого сырья – натурального или искусственного – произведены кефир или ряженка. Спрос будет жестче Наши перерабатывающие предприятия пострадают от действия нового закона меньше всего, считает министр сельского хозяйства и продовольствия РК Сергей Чечеткин. На прошедшей недавно коллегии ведомства министр подчеркнул, что из-за дороговизны сухого молока оно не используется в производстве молочной продукции на заводах республики. А вот вологодские и кировские производители работают на «порошке». – В период отела привозная молочная продукция из соседних регионов вытеснила местную, – пояснил министр. – В итоге крупнейшие заводы по переработке молока в республике вынуждены были сократить производство, так как рынки сбыта сократились до минимума. Между тем из Вологды и Кирова к нам везут в основном продукцию из восстановленного молока, так как цельное вологодское или кировское молоко скупают по более высоким ценам московские заводы, а местным не остается ничего другого как переходить на сухое молоко. Так что местная продукция качественнее привозной. В ближайшее время торговые сети республики планируют вывесить на прилавках специальные ярлыки с информацией, на основе чего произведена молочная продукция. Позднее эти данные будут указываться на упаковке. Если по качеству наша молочка и превосходит привозную, то вот по объемам производства молока республика пока в аутсайдерах, сообщила в своем докладе об итогах 2008 года первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия региона Надежда Потапова. Из 39 целевых индикаторов, установленных соглашением между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством РК о реализации госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, будет выполнен план по 32 показателям. Из-за удорожания минеральных удобрений и снижения объемов заготовки торфа хозяйства в 2008 году меньше занимались вопросами повышения плодородия почв. Кроме того, на 9%, с 68 до 62 тысяч тонн, упал показатель производства молока. Из 60 предприятий республики, представивших отчеты в министерство, только 42 сельхозорганизации смогли выйти на плановые показатели по молоку. Аналогичная картина наблюдается в сфере производства мяса скота и птицы, картофеля. Хозяйства республики стали меньше приобретать племенного скота, брать краткосрочные кредиты – из 16 только 6 организаций вышли на запланированные суммы привлечения кредитных средств. Существенно ниже оказался объем субсидированных инвестиционных кредитов, так как не были привлечены запланированные 200 миллионов рублей на реконструкцию Зеленецкого свинокомплекса. Аномально теплая осень и начало зимы помешали освоить выделенные объемы промышленного вылова рыбы на водоемах, возникли трудности с транспортировкой улова к местам реализации. В итоге вместо запланированных 140 тонн продано 120 тонн рыбы, на 50 тонн меньше плана выращено товарной рыбы. – С каждым годом все жестче будет увязка объемов господдержки с достигнутыми результатами, – заметила Н.Потапова. – Объем финансирования аграрного сектора республики с 2009 года увеличится почти в два раза и достигнет почти миллиарда рублей. Если плановые показатели на 2009 год не будут откорректированы, не повысится уровень ответственности руководителей, то в перспективе таким хозяйствам будет отказано в предоставлении субсидий на техперевооружение, на приобретение племскота, по возмещению затрат на строительство и реконструкцию ферм и поддержку молодых специалистов. В следующем году предстоит выполнить серьезные задачи по модернизации сельхозпроизводства. Например, построить четыре фермы, на 400 голов каждая, в Гуляшоре Прилузского района, Небдино Корткеросского и Пажге Сыктывдинского районов. Строительство одного такого животноводческого комплекса обойдется в 75 миллионов рублей. Это серьезные инвестиции, но они оправданны, так как решают проблему сокращения производства молока. Также предстоит реконструировать свинокомплекс в Зеленце и цеха птицефабрик в Выльгорте и Инте, блок теплиц ОАО «Пригородный», приобрести ресурсосберегающие комплексы для выращивания картофеля и овощей открытого грунта. Реализовать эти задачи без четкого планирования, активизации работы с «Россельхозбанком» будет сложно. Бесхозные угодья В нашей республике невелик земельный фонд, пригодный для ведения сельского хозяйства, – в общей структуре земельной площади сельскохозяйственные угодья составляют всего один процент. Тем не менее в вопросах разграничения собственности земель сельхозназначения до сих пор не наведен порядок. Дело в том, что помимо земель федеральной, республиканской и муниципальной собственности есть угодья неразграниченные. По закону распоряжаться этими участками должны органы местного самоуправления. Но, имея полномочия, в администрациях городов и районов республики не ведут учет землепользователей, отсутствует картографический материал на земли сельхозназначения. А значит, говорить о качественном и эффективном управлении земельными ресурсами не приходится. – По Земельному кодексу РФ пашни, сенокосы, пастбища имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, – заметил в своем выступлении на коллегии заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РК Александр Носов. – Но в республике не закреплен законодательно перечень особо ценных продуктивных земель. А это необходимо, чтобы, к примеру, земли, на которых проведены мелиоративные работы, но от которых отказались аграрии в связи с сокращением производства, не использовались под коттеджное, дорожное строительство, что происходит в некоторых муниципалитетах. А ведь в результате нарушения дренажных систем земли заболачиваются. Поэтому следует как можно более оперативно провести инвентаризацию осушенных земель. Кроме того, часть продуктивных угодий закреплена за предприятиями-банкротами и не используется по назначению. Рационально распоряжаться такими участками могли бы муниципальные власти, им дано такое право. Но пока не наблюдается интереса со стороны местных властей к приобретению или оформлению в собственность невостребованных участков, которые могут использоваться для расширения границ населенных пунктов или под застройку. В 2006 году была проведена актуализация кадастровой оценки сельскохозяйственных земель. При этом произошло увеличение кадастровой стоимости в среднем в 1,6 раза, причем и в самых северных районах республики, где земельные угодья, мягко говоря, не лучшие по продуктивности. А это легло дополнительным бременем на сельхозпроизводителей. По мнению замминистра, разные агроклиматические территории республики грести под одну гребенку нельзя, нужно дифференцировать кадастровую стоимость земель в зависимости от месторасположения. – Сегодня земельная политика является прерогативой Министерства экономического развития. Вопросы учета и инвентаризации земель сельхозназначения, планирования развития землепользования и землеустройства выведены из сферы Минсельхозпрода РК, – пояснил А.Носов. – Хотя было бы логично передать функции управления земельными ресурсами отраслевому министерству. По словам А.Носова, безответственное отношение к вопросам землепользования оборачивается фактами самозахвата территорий под производственные объекты, склады. Эти здания не ставятся на учет, зачастую отсутствуют документы о передаче сооружений в собственность. Для наведения порядка необходимо провести паспортизацию недвижимости, пояснил замминистра. Участки без паспорта Приватизация земли и закрепление земельных долей за большим количеством участников земельных отношений, мозаичное расположение участков с вкраплениями посторонних землепользователей усложняют процесс узаконивания земельных участков. В итоге лишь единицы в республике смогли зарегистрировать право на участки общей долевой собственности. Сдерживают процесс регистрации прав на землю и большие издержки, связанные с формированием земельных участков и постановкой их на кадастровый учет. Ведь по закону кадастровый паспорт участка составляется только при наличии координат характерных точек границы, а для этого необходимо провести дорогостоящее межевание. В ситуации экономической нестабильности многие предприятия, попросту не успев оформить землю, прекращают свою деятельность. В результате в большинстве случаев аграрии работают без надлежащего оформления прав на земельные участки. Самой популярной формой землепользования является аренда до года, так как договоры аренды не нужно регистрировать. – Понятно, что без помощи государства не обойтись. В 2009 году на решение земельных вопросов в бюджете республики заложено 8 миллионов рублей. Этого недостаточно, и субсидировать часть затрат на землеустройство и оформление прав на землепользование удастся не всем желающим, – заметил А.Носов. – Но и без регистрации общей долевой собственности не может работать ипотека приватизированных сельскохозяйственных угодий. Ведь при получении кредитов на развитие сельхозпроизводства такой механизм, как ипотека земли, окажется как нельзя кстати. В залог реально будет передавать не только землю, но и право аренды на нее. Марина Лысаковская. |