Культура |
31 августа 2007 года |
"Таланта радостная рана"/ Такую формулу творчества вывел однажды художник Вениамин Смирнов
На днях в Национальной галерее РК открылась выставка одного из самых ярких художников нашего времени – скульптора, поэта Вениамина Смирнова, посвященная 70-летию со дня рождения мастера. В проект, эпицентром которого стала выставка рукотворных работ Вениамина Смирнова – скульптуры, живописи, графики, батика, вошли также книга его стихов «Пора на крыло», альбом с песнями в исполнении автора, каталог творчества, предваряемый биографическим этюдом о художнике. В каталог вошли и дневниковые записи скульптора, которые, как следует из предисловия, помогают острее и правдивее понять суть творчества и счастливо-драматическую его судьбу. В прошлом году наша газета уже писала о том проекте, автор которого – сотрудница галереи, специалист по скульптуре Ольга Орлова. По признанию самой Ольги, кроме знакомства с творчеством Смирнова (в фондах галереи содержится около тридцати его работ) одним из посылов, побудивших ее взяться за проект, стало знакомство с архивными документами Союза художников. Это – протоколы собраний. В некоторых из них читалось явно предвзятое, ревностное отношение к творчеству скульптора со стороны коллег. Причем удары были, как говорится, в одни ворота. Действительно, практически все, кто хорошо знал Вениамина Смирнова при жизни, отмечали его ранимость и абсолютную незащищенность. Практически сразу же после той публикации в «Республике» у проекта появились помощники. В их числе – министр промышленности и энергетики РК Николай Герасимов (бывший воркутинец), финансово поддержавший идею, сыктывкарка Елена Шелест, вложившая личные сбережения в дело достойной встречи юбилея мастера. Неоценим вклад директора краеведческого музея Воркуты Галины Трухиной, без участия которой выставка не состоялась бы в таком объеме. Кстати, в свое время Галина Васильевна и заведующая выставочным залом Зинаида Фисенко спасли и сохранили часть личных бумаг художника. Именно эти дневниковые записи и вошли в каталог его творчества. Воркутинец Виктор Подгорбунский сберег и донес до сегодняшних дней сделанную когда-то на пленке запись песен Вениамина Смирнова в его собственном исполнении. Он же помог восстановить и оцифровать эту запись, подготовил диск. Еще один воркутинец – врач «скорой помощи» и поэт Марк Каганцов рассказал о времени, когда в середине семидесятых весь курс Архангельского мединститута, где он учился, пел песню Вени (так друзья и знакомые называют художника) «Одуванчик, одуванчик золотой». ДЛЯ многих, кто знал Вениамина Смирнова лично, стало полной неожиданностью появление на открытии выставки его сына Дениса – практически абсолютной внешней копии своего отца. Смирнов-младший на протяжении всего довольно длительного открытия выставки не выпускал из рук видеокамеру. Он работает телеоператором на одном из российских каналов. Все, что он успел снять за два дня пребывания в столице республики об отце, включая многочисленные интервью с теми, кто был знаком с ним лично, Денис собирается использовать в фильме. В будущем году планирует побывать и в Воркуте. В интервью нашей газете он признался, что только в последние годы начал осознавать весь драматизм и масштабность личности и творчества отца. Его родители большей частью жили врозь, в свое время на мировоззрение мальчика повлиял дед – отец Вениамина Ивановича – Иван Трофимович, который никогда не мог согласиться с выбором своего сына и искренне считал, что творчество не может стать призванием и профессией. Еще одного особенного человека ждали к открытию выставки из Санкт-Петербурга – Марину Кастальскую, художника-графика, когда-то даму сердца, музу мастера. К сожалению, в последний момент Марина сдала билет в Сыктывкар: заболел внук. О самом художнике и драматической истории последних лет его жизни написано немало. Но все же и по сей день слухи о судьбе его творческого наследия не перестают тревожить умы людей, неравнодушных к личности и творчеству мастера. Так, если по одной из версий все содержимое мастерской художника, включая скульптуру, огромные батики и прочее, было однажды варварски вывезено на свалку, то сегодня высказываются версии о том, что это было хорошо спланированное ограбление и не исключено, что рано или поздно эти работы всплывут в частных коллекциях, возможно и за границей. Между тем, как не раз отмечалось на открытии выставки, она бы не состоялась в таком объеме, если бы не экспонаты, предоставленные именно из частных коллекций, – те, что когда-то были подарены мастером друзьям и знакомым. Все, кто пришел в минувшую пятницу в Национальную галерею, были слегка шокированы огромным баннером – портретом самого художника, установленным на фасаде здания при входе. Гигантские баннеры в фойе и залах галереи – с фотографиями из жизни художника, выдержками из его дневниковых записей, цитатами из стихов – «закольцовывали» гармонично выстроенную экспозицию. Немало искренних благодарных слов услышали в день открытия выставки художник, преподаватель факультета искусств СГУ Евгений Шадрин и его студентка, молодой дизайнер Ольга Кривушева, оригинально оформившие сборник «Пора на крыло» и каталог творчества Вениамина Смирнова. По замыслу оформителей в идее черно-белого цветового решения – вся формула жизни и творчества мастера: света и тени, потустороннего и земного. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. В рубрике ФОТОВЗГЛЯД: Работы Вениамина Смирнова (1937-1996 гг.). Национальная галерея. РК. Август 2007 года. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |