Культура |
3 апреля 2013 года |
Новаторство и верность традиции соседствуют на юбилейной выставке Союза художников
Выставка, посвященная 70-летию Коми отделения Союза художников России, открылась в пятницу в Национальной галерее РК. На выставке представлены если не все, то очень многие художники республики – и входящие в состав союза, и таковыми не являющиеся. По словам недавно избранного председателя СХ РК Фарука Бурангулова, цель юбилейной выставки – не просто собрать под одним крылом уже состоявшихся мастеров, но и привлечь молодых художников. ОТКРЫВАЯ выставку, министр культуры РК Артур Рудольф напомнил, что Союз художников СССР родился в те дни, когда только-только закончилась Сталинградская битва и «народу страны, погруженной в войну, нужно было искусство». Перешагнув мостик в современность, министр вручил удостоверение, свидетельствующее о присвоении звания заслуженного деятеля культуры РК художнику Сергею Асташеву, юбилейная выставка которого прошла недавно в стенах галереи. Нынешняя экспозиция, в которой представлены практически все жанры изобразительного искусства, заняла несколько залов. Более всего представлены живописные произведения. Довольно широко и разнообразно представлен пейзаж. Это эмоционально-тревожные работы Александры Куликовой, светлые и лирические – Валерия Шустова. Остается верен своим традициям – наивно-реалистической манере подачи своих героинь Анатолий Копотин. Неожиданно раскрылся в живописи скульптор Виктор Безумов. По-новому, с каким-то «европейским» оттенком зазвучала пастель Татьяны Васильевой. Безусловно отрадным фактом, по мнению искусствоведа Элеоноры Поповцевой, является и появление в экспозиции большой картины, на которые сегодня, в том числе и в силу дороговизны, редко замахиваются художники. Это замечательное полотно Фарука Бурангулова «Ижемка». Высокой оценки, по мнению искусствоведа, заслуживают и мастерски, с эмоциями и чувством написанные картины Ксении Шлоповой, сдобренные юмором, прекрасные по композиции полотна Ирины Дасюк, удивительно тонкие работы Веры Белоусовой. НОВЫЕ оригинальные работы в жанре малой пластики представил Вячеслав Кислов. Также в малой пластике изваял портреты своих коллег – Валерия Торлопова, Миланы Наймушиной и Владимира Дурнева – известный скульптор Владимир Рохин. И, пожалуй, только ленивый не сфотографировался рядом с его декоративной скульптурой «Пчела». Новые произведения представили скульпторы Анатолий и Анастасия Неверовы. А коллекция кувшинов «Коми сказки» молодого мастера-керамиста Владимира Дурнева еще раз наводит на мысль, что нет предела совершенству. Тихий свет и почти осязаемое настроение автора несет работа Ирины Базаровой «Мы с Пеней утром отражаемся». Безусловный интерес вызывают графика Светланы Бутаковой и текстильные арт-объекты Анастасии Денисовой. Не в первый раз заявляет о себе ухтинка Ася Маслова. Впервые именно как живописец Ася заявила о себе нынешним летом на республиканском пленэре художников в селе Онежье, о котором наша газета рассказывала неоднократно. Ася – думающий автор, у которого каждая работа отражает мировоззрение художника. И каждая находит отклик в сердцах зрителей. Уже нашлись желающие приобрести картину «Поленница», в которой зашифрована метафора о прожитой человеческой жизни. По-новому открывает себя как живописец известный в республике фотограф ухтинец Олег Сизоненко, также участник пленэра в Онежье. Широко представлена на выставке графика сыктывкарки Полины Гайнерт. Это иллюстрации к двухтомнику поэта Василия Журавлева-Печорского, сборнику молодого сочинителя из Сыктывкара Павла Блюме и коллаж «Канун Рождества». Юбилейная выставка, которая проходит в преддверии большой зональной выставки «Российский Север» – это своего рода зеркало, которое отражает состояние изобразительного искусства в республике. Тем не менее, как отметила Э.Поповцева, самым отрадным фактом, по ее мнению, является то, что большинство работ этой огромной экспозиции опираются на лучшие реалистические манеры русской школы, уже давно признанной во всем мире. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |