Экономика |
28 апреля 2010 года |
На восстановление справедливости потребуются миллиарды рублей/ Верховный суд РФ подтвердил право северян на "добавку" к МРОТ
Марина Истиховская и Александр Буров прекрасно понимают, что бюджет республики не выдержит дополнительных выплат.
Дмитрий Лукашенко уповает на снижение отчислений в федеральный центр.
Будет ли восстановлена справедливость в отношении северян, чей минимальный размер оплаты труда вот уже как три года ничем не отличается от МРОТ южан? Этот поистине драматический, судя по сложности его решения, вопрос неожиданно стал главным в повестке дня заседания президиума Госсовета РК. Обсуждение проблемы инициировала фракция «Единой России». С сообщением перед участниками заседания выступил вице-спикер республиканского парламента, первый заместитель руководителя фракции Евгений Шумейко. Он напомнил, что еще 20 апреля 2007 года вступил в силу Федеральный закон № 54 «О внесении изменений в Закон «О минимальном размере оплаты труда». Новый размер МРОТ вместо прежних 2300 рублей составил 4330 рублей, но в него были включены северный коэффициент и другие компенсационные и стимулирующие выплаты за работу на суровом севере. Тем самым МРОТ оказался одинаковым для северян и южан. – Нельзя сказать, что этот вопрос не лоббировался. Государственный Совет и Правительство РК дали отрицательный отзыв при обсуждении проекта закона № 54. В 2008 году сессией Госсовета принято обращение в адрес Правительства РФ по законодательному урегулированию вопроса об определении структуры заработной платы и минимального размера оплаты труда. В Госдуму был направлен ряд законодательных инициатив, «Единая Россия» обращалась в органы государственной власти РФ, однако все это не возымело ожидаемого действия. В бюджете средства на то, чтобы вывести северные выплаты за пределы МРОТ, предусмотрены так и не были, – констатировал Е.Шумейко. И вот сейчас ситуация получила неожиданное развитие. 10 марта этого года президиум Верховного суда Российской Федерации издал сенсационное по своему значению разъяснение, касающееся судебной практики при разрешении вопросов трудового законодательства, где по сути нарушенная справедливость в отношении северян восстановлена де-юре. В разъяснении четко говорится, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не входят в минимальный размер оплаты труда. «Значит, – подвел итог вице-спикер, – возникает правовая коллизия. С одной стороны, действующий закон и принятый бюджет, с другой – решение президиума Верховного суда, обязательное для исполнения. Очевидно, что оно потребует значительных финансовых средств». Каких именно, сообщил специально приглашенный на заседание президиума Госсовета курирующий экономический блок заместитель Главы РК Александр Буров. По расчетам Минфина и Минэкономразвития, которым дали поручение просчитать «цену вопроса», на это потребуется 40 млрд. 800 млн. рублей, то есть в три раза больше, чем предусмотрено сейчас. В расчет входит установление тарифной ставки первого разряда работников муниципальных и республиканских бюджетных учреждений на уровне 4330 рублей с одновременной индексацией размеров тарифных ставок начиная со второго разряда, а также увеличения оклада для рабочих специальностей и повышение окладов руководителей, специалистов и служащих этих учреждений. Таких средств в республиканском бюджете нет. «Если решение этой проблемы будет возложено на республику, это приведет к ее банкротству, – предупредила спикер Коми парламента Марина Истиховская. – В любом случае без федеральных средств здесь не обойтись». Между тем, как сообщил Александр Буров, как только Правительство РК получило соответствующее письмо от председателя федерации профсоюзов республики Дмитрия Лукашенко, сразу же обратилось за разъяснениями в Правительство РФ (запрос направлен на имя Татьяны Голиковой), в Госдуму (председателю Комитета по бюджету и налогам Владимиру Васильеву) и в Верховный суд России. Кстати, прошерстив сайт Верховного суда, специалисты Государственно-правового управления Главы и Правительства РК не нашли ни одного решения, которое бы положительно трактовало данный вопрос. Речь идет, пояснил А.Буров, об обзоре судебной практики по итогам четвертого квартала прошлого года. Но, как бы то ни было, разъяснение Верховного суда именно такое, и сейчас совершенно непонятно, как его реализовать. Еще одна драматическая коллизия заключается в том, что, поскольку разъяснение президиума Верховного суда РФ является обязательным для всех судов, в ближайшее время на суды может обрушиться целый вал обращений северян с требованием произвести им перерасчет зарплаты. Более того, граждане могут потребовать пересчитать им заработок за все прошедшие три года. Подобные прецеденты в других регионах, в частности в Перми, уже были. Об этом сообщил журналистам депутат Госсовета, председатель Федерации профсоюзов РК Дмитрий Лукашенко. По просьбе пишущей и снимающей братии Дмитрий Борисович в точности процитировал искомый документ, вызвавший такое волнение и ажиотаж во властных структурах: «В силу сказанного размеры тарифных ставок, окладов, должностных окладов, как и базовых окладов, базовых должностных окладов, базовых ставок, заработной платы, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период нормы рабочего времени и выполнивших нормы труда, трудовые обязанности в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части I статьи 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда». Цифра в 40 с лишним миллиардов рублей на перерасчет фонда оплаты труда северян вызвала у Дмитрия Лукашенко некоторые сомнения. «Я не оспариваю ее правильность, но надо посмотреть, какие параметры брало правительство, и сравнить с параметрами, взятыми федерацией профсоюзов. По моим подсчетам, это не может быть 40 миллиардов, это в районе 7-8 миллиардов. Конечно, может быть, мы и ошибаемся, а может быть, 7-8 миллиардов достаточно для того, чтобы привести ситуацию в более-менее соответствующее положение». Финансово-правовые противоречия не смущают профсоюзного босса. «Если мы ничего не будем делать, а будем только говорить, что пока не можем найти выхода, воз будет и ныне там. Но, как только мы начнем делать конкретные поступательные шаги, будет найдено и решение». В качестве одного из вариантов Д.Лукашенко предложил такое: «Мы почти 70 процентов бюджета отсылаем в федеральный центр. Пожалуйста, оставьте нам больший процент, и мы сами решим свои проблемы, не напрягая ничей бюджет. И не надо нам в этом плане дотаций или каких-то поступлений». Впрочем, этот вариант вряд ли устроит сам федеральный центр. Галина БОБРАКОВА. |