Экономика |
19 января 2010 года |
Неизбежный дефицит/ Депутат Прилузского райсовета считает муниципальный бюджет, принятый на 2010 год, "бюджетом уничтожения" территории
В конце прошедшего года «Республика» не раз писала о том, что местные бюджеты ощущают нехватку средств. Последствия мирового кризиса, о завершении которого заявляют некоторые московские аналитики, особенно остро ощущаются в регионах и муниципалитетах. И поэтому депутатам советов городов и районов Коми пришлось принимать бюджеты, урезанные даже по сравнению с 2009 годом. Разумеется, такое положение вещей не может устраивать народных избранников, ответственных перед своими избирателями. Недавно в редакцию пришло письмо от депутата Совета муниципального района «Прилузский» И.Зорина, который рассуждает о проблемах формирования районного бюджета. Мы публикуем это письмо с небольшими сокращениями и ответ на него Председателя Государственного Совета РК Марины Истиховской. Открытое письмо депутатам фракции «Единая Россия» в Госсовете РК «Уважаемые депутаты! В газете «Республика» от 17.11.2009 г. я обратил внимание на один абзац: «Как отметила Председатель Госсовета РК Марина Истиховская, общаясь с журналистами по итогам заседания, в абсолютных цифрах произошло уменьшение финансирования по всем параметрам, однако ее порадовало, что объем средств, направляемых бюджетам муниципальных образований, останется на прежнем уровне. «В текущем году финансирование на эти цели составляло около 28 процентов расходов бюджета – около 8,9 млрд., столько же заложено на следующий год», – отметила она. М.Истиховская считает, что сегодня перед муниципалитетами стоит задача сохранить социальную направленность при принятии местных бюджетов на 2010 год, им надлежит усилить контроль за расходованием средств». Я хорошо помню, что в нашем муниципальном бюджете-2009 для решения первоочередных задач жизнеобеспечения не хватало 123,4 млн. руб. При этом расходная часть бюджета составила 620,6 млн. руб. После секвестров на 28.09.2009 г. объем расходов составил 533,7 млн. руб. Таким образом, в прошедшем году государство ущемило конституционные права граждан Прилузья, в том числе и моих избирателей, на 210,3 млн. рублей. Решил проверить, какова перспектива на 2010 год. Попросил в администрации района проект бюджета и, ознакомившись, ужаснулся. Проект бюджета-2010, составленный по утвержденным Государственным Советом РК параметрам, планирует расходы в размере 402,7 млн. руб. Это меньше на 377,6 млн. руб. нашей потребности и минус 217,9 млн. руб. к бюджету 2009 г. Где же прежний уровень? Для решения первоочередных задач жизнеобеспечения района необходимо 779,3 млн. руб. Сопоставьте цифры – 779 и 402. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в действующей редакции, особенно ст.83 (о местном самоуправлении – ред.), породил абсолютную безответственность органов государственной власти. Исключив в 2005 году правовую норму ст.83, позволяющую органам местного самоуправления покрывать расходы на 80% за счет собственных доходов, органы государственной власти органам местного самоуправления субвенции на выполнение профинансированных полномочий не выделяют, а субсидии и дотации выделяют по принципу «пол-потолок-палец». К примеру, дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности ниже уровня 2009 года на 15,4 млн. руб., или на 17,3%; дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности ниже уровня секвестированного бюджета 2009 года на 14,7 млн. руб., или на 46%. На расходы по оплате договоров на оказание коммунальных услуг, заключенных бюджетными учреждениями, субсидия составляет 35,9 млн. руб. при потребности по финансированию данных видов услуг по тарифам 2009 года 66 млн. руб. – недостаток 30,1 млн. руб. При увеличении дополнительного норматива отчислений НДФЛ на 12,1% дотации в бюджет района урезаны на 26,3% к уточненному бюджету 2009 года, или на 30,2 млн. рублей. По данным отделов администрации, представленный проект составляет 51,6% от потребности. Следовательно, бюджетная обеспеченность в 2010 г. в два раза хуже, чем в прошедшем году. Прогнозные доходы по налоговым и неналоговым поступлениям, по которым несем ответственность мы – органы местного самоуправления, хотя налоговые органы нам не подчиняются, оцениваются в 134 778,6 тысячи рублей, при ожидаемых доходах по 2009 году 113 821 тысяча рублей, – на 13,5% больше. Получается очередной парадокс: по самым неэффективным, трудно собираемым налогам планируется рост поступлений к уровню прошлого года, по более эффективным и контролируемым налогам, по которым несут ответственность органы государственной власти, – резкое снижение. При едином подходе к формированию доходов мы вправе рассчитывать на безвозмездные поступления в размере 577,7 млн. руб., а не 266 млн. рублей. Еще один парадокс. Несмотря на то что федеральный законодатель создал для органов местного самоуправления форс-мажорные условия по финансовому обеспечению их деятельности, с нас требуют софинансирования по решению ряда проблем. Предусмотрено софинансирование на 1 216,4 тысячи рублей: – на мероприятия по проведению летней оздоровительной кампании детей – миллион рублей; – на комплектование книжных фондов библиотек – 21,7 тысячи рублей; – на содержание ледовых переправ – 20,2 тысячи рублей; – на оснащение учреждений культуры пожарной сигнализацией – 60 тысяч рублей; – на предоставление субсидий молодым семьям на приобретение или строительство индивидуального жилого дома – 113,5 тысячи рублей. Бюджет-2010 в представленных параметрах будет бюджетом уничтожения района. «Профанацией назвал председатель Счетной палаты РФ С.Степашин нынешнюю реформу местного самоуправления, при которой полномочия, переданные на уровень муниципальных образований, не сопровождаются финансовыми ресурсами: «Надо управлять не трансфертами, а налогами». Это тоже цитата из газеты «Республика» от 16.07.08 г. Сожалею, что профанация, так же как и вранье, продолжается. Так же, как продолжается и кризис для местного самоуправления, установленный федеральным законодателем еще в 2005 году. Народ Прилузья крепко поддержал партию «Единая Россия» на выборах и вправе требовать выполнения ваших предвыборных обещаний. Прошу вас, уважаемые депутаты, в интересах граждан Прилузского района добиться, чтобы бюджет 2010 года и последующие бюджеты стали формой образования и расходования денежных средств для обеспечения задач и функций местного самоуправления, чтобы процесс формирования бюджета шел снизу, а не наоборот. Прошу также восстановить в федеральном законодательстве финансовый принцип организации местного самоуправления или добиться выделения субвенций для выполнения определенных федеральным законодательством полномочий, которые были увеличены после отмены финансового принципа в 2005 году вдвое. И.Зорин, депутат Прилузского районного совета, заслуженный работник Республики Коми, мастер спорта по лыжным гонкам СССР». Главная задача – обеспечитьсоциальные гарантии «Уважаемый Иван Васильевич! В настоящее время система налогов и сборов, распределение поступлений по налоговым и неналоговым доходам между бюджетами различных уровней устанавливается Налоговым и Бюджетным кодексами РФ. Система межбюджетных отношений, установленная федеральным и региональным законодательством, призвана в первую очередь обеспечить максимально возможное равенство граждан по доступности бюджетных услуг, предоставляемых из бюджета соответствующего уровня. Безусловно, солидарна с вашей позицией по недостаточности доходов местных бюджетов для осуществления большого количества полномочий и в этом плане полностью согласна с председателем Счетной палаты Сергеем Степашиным, на которого вы ссылаетесь в своем письме. Но в то же время не могу согласиться, что замена трансфертов на перераспределение нормативов отчислений от налогов и сборов спасет ситуацию в таких районах, как MP «Прилузский», и даст возможность району существовать бездотационно. Применительно к MP «Прилузский» такой подход приведет к негативным последствиям. В целом на территории района в 2008 году в бюджеты всех уровней было собрано 356 млн. рублей (в федеральный бюджет – 151 млн., в республиканский – 58, в местный – 148 млн. рублей). Напомню, что в 2008 году бюджет MP «Прилузский» по доходам составил 600 млн. рублей, то есть 75%, – это средства, направленные трансфертами из республиканского бюджета. Из приведенных данных очевидно, что даже если все без исключения виды налогов будут направлены в местный бюджет, то и тогда недостаток средств составит 243 млн. рублей. Также при переходе на предлагаемую вами систему возникнет ситуация, когда богатые районы станут еще богаче, а бедные – еще беднее, потому что принцип регулирования налоговыми отчислениями будет относиться и к весьма успешным территориям. В результате у республиканского бюджета не будет финансов для того, чтобы оказывать помощь бюджетам таких районов, как Прилузский. Положениями Бюджетного кодекса РФ установлены принципы самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов, что требует со стороны органов местного самоуправления ответственного подхода к формированию и развитию собственной доходной базы, принятия расходных обязательств местного бюджета. Министерство финансов РК оценивает работу MP «Прилузский» над бюджетом как недостаточную и считает, что органами местного самоуправления MP «Прилузский» не проводится работа по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, а это идет вразрез с Бюджетным посланием Президента РФ. По оценке Минфина, «по итогам 2008 года в социальной сфере MP «Прилузский» произведено неэффективных расходов в объеме 81 млн. рублей». Мы с вами, как члены партии «Единая Россия», должны и обязаны очень взвешенно подходить к вопросам повышения эффективности использования бюджетных средств, тем более в период кризиса. И об этом говорил в своем Бюджетном послании Президент России Дмитрий Медведев: «В нынешних условиях нельзя идти на принятие популистских решений, которые повлекут за собой рост неэффективных бюджетных расходов», постоянным направлением деятельности должна стать оптимизация бюджетных расходов. В Коми в связи с кризисом в целом осложнилась ситуация с доходами. В 2009 году Госсовету дважды приходилось проводить корректировку бюджета с целью снижения ряда расходов (дорожное строительство, капстроительство и пр.) для финансирования антикризисных мер. Это, безусловно, отразилось и на местных бюджетах. В 2010 году общий объем доходов по сравнению с 2009 годом снизился более чем на 8 млрд.рублей, или на 24%. Принимая бюджет 2010 года, депутаты Государственного Совета понимали, насколько он проблемный. И для нас решение о его принятии было непростым. Но поскольку мы с вами люди ответственные, то и решения мы должны принимать ответственные, тем более как члены одной партии. На ноябрьском заседании Госсовета при утверждении бюджета-2010 состоялся серьезный разговор с Правительством РК о проблемах финансовой обеспеченности местных бюджетов в 2010 году. По итогам было принято Постановление Государственного Совета № IV-6/57 от 12.11.2009 года, в котором рекомендовано Министерству финансов провести мероприятия по совместному с органами МСУ рассмотрению проектов местных бюджетов на 2010 год. Министерство финансов проинформировало нас, что такие мероприятия проведены, выработаны рекомендации по повышению эффективности финансового менеджмента и оптимизации бюджетных расходов. Считаю необходимым проинформировать вас о том, что с 2010 года органы МСУ получают возможность обратиться в Минфин республики для привлечения бюджетного кредита в целях частичного покрытия дефицита местного бюджета за счет средств республики сроком до трех лет. Конечно, очень жаль, что вы не обратились непосредственно ко мне или во фракцию «Единая Россия» за разъяснениями, а сразу вышли с публичным заявлением. В будущем предлагаю вам не стесняться и обращаться ко мне или к членам фракции и письменно, и устно. С удовольствием ответим на все вопросы, поможем разобраться в каких-то ситуациях, подготовим свои предложения и рекомендации. Уважаемый Иван Васильевич! Государственный Совет несколько лет работает над внесением поправок в отдельные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления, многие наши предложения были учтены Государственной Думой. В своем письме вы также предлагаете внести изменения в федеральное законодательство. Прошу вас подготовить обоснованные предложения, я поручу профильному комитету их проработать. В дальнейшем Государственный Совет может обсудить их с Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, с которым мы работаем в рамках соглашения о сотрудничестве. У нас с вами, депутатов, представителей партии «Единая Россия», в этом году очень трудные задачи: несмотря на кризис, на снизившуюся доходную базу республиканского и местного бюджетов, обеспечить все социальные гарантии, которые ранее были нами приняты, а также обеспечить жизнедеятельность наших городов и районов. Уверена, что вы, как депутат, заслуженный работник Республики Коми, член партии «Единая Россия», также приложите к этому все усилия. Не сомневаюсь, что мы вместе, одной партийной командой, справимся с этими задачами. М.Д.Истиховская, Председатель Государственного Совета Республики Коми». |