Из первых уст |
24 декабря 2009 года |
Нелли Струтинская: "Плохо работать становится невыгодно"
В течение трех лет в ряде регионов России реализуется комплексный проект модернизации образования, который включает в себя такие ключевые направления, как обновление сети образовательных учреждений, введение новых финансово-экономических механизмов, формирование системы оценки качества образования, становление системы общественного участия в управлении образованием. Какое участие принимает наша республика в реализации этих направлений? Какие изменения произошли в сфере образования в последние годы и что следует ожидать в будущем? Эти вопросы мы задали министру образования РК Нелли Струтинской. – Несмотря на то что Республика Коми не вошла в число победителей комплексного проекта модернизации образования, все направления этого проекта у нас успешно реализуются. Об этом свидетельствуют и цифры. По данным Комистата, удовлетворенность населения качеством общего образования возросла с 63,1% в 2007 г. до 74,8% – в 2008 г. Что касается введения новых финансово-экономических механизмов, в 2008 года вся отрасль образования переведена на новую систему оплаты труда. При этом в отличие от большинства регионов страны, которые до сих пор испытывают большие трудности с введением новой системы, у нас это было сделано во всех образовательных учреждениях – от детских садов до профобразования. Конечно, и у нас это было связано с определенными проблемами: и руководство учреждений, и педагоги морально не были готовы к формированию прозрачных, понятных детям, родителям, учителям показателей результативности работы. Многих пугал риск нечестного, несправедливого распределения руководством стимулирующей части фонда оплаты труда и т.д. Мы организовали курсовую подготовку для педагогов и руководителей по изучению этих вопросов, разработали критерии оценки деятельности учителей и руководителей образовательных учреждений. Особенно трудным для учителей оказалось оценивать себя через мнение родителей, детей, коллег. Тем не менее введенный механизм стимулирования эффективной работы учителя дает положительные результаты. Средняя зарплата педагогов увеличилась на 12,4% (в 2009 году – 14047 рублей, в 2008 году – 12499 рублей). Доля стимулирующей части фонда оплаты труда в школах в целом по республике составляет почти 42% от общего фонда оплаты труда. – А как отразилось введение новых финансово-экономических механизмов на благосостоянии школ? – Введение нормативного подушевого финансирования (НПФ) позволяет директорам более эффективно решать вопросы планирования и ведения хозяйственной деятельности. Постепенно формируется конкурентная среда между образовательными учреждениями, плохо работать становится уже невыгодно. К примеру, в одном микрорайоне города расположены две однотипные средние школы, имеющие одинаковую проектную мощность. В одной из них обучается 300 человек, а в другой – около 700. Ребята и их родители выбирают ту школу, где лучше учителя, выше показатели ЕГЭ, организованы профильные классы и т.д. Мы заинтересованы поддерживать те школы, которые целенаправленно работают над повышением качества образования. С этой целью в 2010 году мы начинаем работу над созданием Фонда стимулирования качества образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Коми. Дополнительных денег для этих целей нам никто не давал. Это экономия средств субвенции, предоставляемой общеобразовательным учреждениям на реализацию государственного общеобразовательного стандарта, которая появилась в связи с уменьшением количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики. Эти средства у нас не изъяли, так как мы предложили их распределять по-новому: по показателям качества образования, которые будут достигнуты школами. Сейчас данный механизм детально разрабатывается. На основании установленных параметров мы будем «рейтинговать» муниципальные общеобразовательные учреждения. Школы-победители получат дополнительную субвенцию, которую смогут распределить по своему усмотрению: на заработную плату или повышение квалификации педагогов, на укрепление материально-технической базы школы. Внедрение новых финансово-экономических методов управления позволило республике сократить долю неэффективных расходов в системе образования и значительно улучшить свои позиции. Мы переместились с 44 на 28 место в общем рейтинге, который определяется Правительством РФ по достигнутому уровню эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы эффективного расходования средств в системе образования тесно связаны с вопросом оптимизации сети образовательных учреждений. В маленьких школах даже в условиях фактически индивидуальной работы педагогов с детьми гораздо сложнее обеспечить качественное образование. Но в республике есть малокомплектные школы, которые по объективным причинам не могут быть закрыты, и мы не отказываемся от их поддержки. При распределении федеральных субвенций для малокомплектных школ предусмотрены более высокие нормативы, но все равно их недостаточно. Наше министерство неоднократно выходило с инициативой в Министерство образования и науки РФ о разработке федеральной программы, направленной на поддержку малокомплектных школ, но вопрос по-прежнему остается нерешенным. Качество работы школ подтверждается и результатами участия школьников в различных олимпиадах и конкурсах. Количество победителей и призеров всероссийской предметной олимпиады ежегодно растет. В 2009 году Республика Коми разделила с Ленинградской областью третье место в Северо-Западном федеральном округе по числу победителей и призеров всероссийской предметной олимпиады, которых у нас в текущем году стало 13 (в 2008-м – 5). Работа с одаренными детьми для нас – стратегически важная задача. Последние годы мы целенаправленно создаем многоуровневую систему развития одаренных и талантливых детей и молодежи. – Как обстоит дело с внедрением профильного образования в школах? – В муниципальных образованиях продолжается работа по созданию проектов профильного обучения. Сегодня в школах республики наиболее востребованными являются физико-математический, социально-экономический, социально-гуманитарный, информационно-технологический, химико-биологический, гуманитарный, оборонно-спортивный профили. В сельских районах наиболее востребован универсальный профиль. В образовательную сеть, кроме школы и учреждений проф-образования, включаются учреждения дополнительного образования, работодатели. К примеру, в Воркуте и Усинске профильные классы открыты во взаимодействии с предприятиями ОАО «Воркутауголь» и ОАО «Роснефть». В республике реализуется проект «Гимназический союз России», в рамках которого 12 лицеев и гимназий в Сыктывкаре, Ухте, Инте, Сосногорске, Воркуте оборудованы специальной техникой, позволяющей педагогам и учащимся принимать активное участие в различных видеоконференциях, презентациях, мастер-классах, проводимых на российском уровне. – Каковы задачи отрасли на ближайшее время? – Наша республика включилась в реализацию нового направления нацпроекта «Образование» по развитию дистанционного образования для детей-инвалидов. Уже создано структурное подразделение по дистанционному обучению на базе Республиканского центра образования. В 2010 году предполагается обеспечить обучение с использованием современных информационных технологий 50 процентов детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении. В 2010 году будет продолжено такое направление нацпроекта, как выплата дополнительного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. Министерством образования Республики Коми неоднократно поднимался вопрос о выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя с учетом районных коэффициентов и «северных надбавок». Правительством РФ положительно рассмотрен данный вопрос, в результате чего на российском уровне принято соответствующее постановление. На основании этого постановления в республике также принято постановление Правительства Республики Коми № 284 от 1 октября 2009 года, в соответствии с которым уже с 1 сентября 2009 года дополнительное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя начисляется с районными коэффициентами и «северными надбавками». Кроме того, в следующем году будет изменен формат проведения конкурсного отбора лучших учителей на получение денежного поощрения. Предполагается в целом по России отбирать «золотую тысячу педагогов», которые будут получать вознаграждение в размере 200 тысяч рублей. – Следующий год в России объявлен Годом учителя. Как он пройдет в нашей республике? – В республике разработан план действий по развитию учительского потенциала. Аналогичные планы разработаны и приняты на уровне городских округов и муниципальных районов. Сегодняшние учителя уже свободно владеют информационными технологиями, совершенствуют методику работы. Но мало в совершенстве владеть компьютером – учитель должен быть еще и психологом, умеющим найти подход к каждому ученику. С этим пока еще есть проблемы. И основной акцент в работе нужно сделать на это. Есть вопросы и по профильному обучению. В школах республики оно введено несколько лет назад. Но по-прежнему, несмотря на безработицу и кризис, выпускники массово идут в вузы на гуманитарные специальности. Помочь ребятам найти свое место в жизни, вести целенаправленную работу с родителями, учитывая и потребности рынка труда, и интересы детей, – еще одна ближайшая задача. – В канун Года учителя немаловажен вопрос о поддержке самих педагогов. В том числе материальной… – Хорошие стимулы есть как на российском уровне, так и на уровне республики. Это различные педагогические конкурсы, премии для творчески работающих учителей. Повышается и зарплата. Но не всем поровну, от этого мы отошли. Главное сейчас – дать возможность заработать тем, кто работает на результат. И новая система оплаты труда при всех ее недостатках дает нам самое главное – дифференцированный подход к оплате учительского труда. Многое тут зависит от конкретных людей. Важно, чтобы директора школ вместе с общественностью максимально объективно оценивали достижения педагога, не должно быть места субъективности, личным симпатиям и антипатиям. Вот над этим тоже еще предстоит работать. Всем вместе – и педагогам, и родителям, и прессе. Беседовала Светлана БЫСТРОВА. · До конца текущего года в малокомплектные школы республики в рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2010 годы поступит учебное оборудование – 16 кабинетов русского языка и литературы и 25 кабинетов естественно-научных дисциплин (физика, химия, биология). За четыре последних года на проведение капремонта и укрепление пожарной безопасности образовательных учреждений, в том числе устранение предписаний надзорных органов, израсходовано более 1,4 млрд. рублей. Построено и введено в эксплуатацию после реконструкции и капремонта 14 объектов образования. Продолжается строительство 7 новых объектов образования. · В 2009 году только за счет средств республиканского бюджета, без участия федеральных средств, в общеобразовательные учреждения республики поставлено 12 единиц автотранспорта, 17 компьютерных классов. Кроме того, до конца года в школы будут поставлены 19 специализированных кабинетов и три интерактивных аппаратно-программных комплекса. В 2010 году реализация данных направлений будет продолжена также только за счет средств республиканского бюджета. · Одним из эффективных регуляторов развития отрасли стало нормативное подушевое финансирование. Последовательная оптимизация сети школ способствует повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. В республике сформирована сеть республиканских ресурсных центров и муниципальных базовых школ, в которых сконцентрированы кадровые, финансовые, материальные ресурсы системы образования. За четыре последних года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на укрепление материально-технической базы и приобретение учебно-лабораторного оборудования в республиканские ресурсные центры и муниципальные базовые школы направлено более 165 млн. рублей, закуплено 70 единиц автобусов. · За последние годы в республике проделана значительная работа по созданию системы независимой оценки качества образования. Недавно Минрегионразвития России опубликовал результаты оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2008 года. Из этих результатов следует, что более 95 процентов выпускников школ Коми сдали три и более предмета в форме ЕГЭ, в то время как в среднем по России – только 67 процентов. При этом наша республика вошла в число трех регионов (Калужская, Иркутская области и Республика Коми), где результаты ЕГЭ по русскому языку признаны наилучшими. |