Из первых уст |
12 марта 2015 года |
Владимир Тукмаков: "Скоро можно будет говорить об экономическом росте"
О том, как региональное правительство справляется с новыми вызовами, как удается делить функционал по управлению регионом с главой республики, о сохранении социальной стабильности, развитии отдельных отраслей в интервью представителям ведущих СМИ республики откровенно рассказал председатель правительства Коми Владимир Тукмаков. О новой структуре власти – Новая структура правительства была сформирована еще в докризисных условиях. Что необходимо изменить для усиления работы кабинета министров или же правительство справляется с новыми вызовами? – Когда мы принимали решения о новой конструкции правительства Коми, уже тогда исходили из прогнозов наступления непростых экономических условий. Именно поэтому было принято решение об усилении хозяйственного блока. Было создано агентство инвестиционного развития для привлечения вложений в экономику региона, комитет жилищно-коммунального хозяйства для наведения порядка в этой важной для каждого жителя сфере. Говорить сегодня об изменении структуры правительства нет необходимости. Система госуправления не предполагает резких трансформаций. – Как формируются планы министерств? Будете ли вы их смотреть перед представлением на рассмотрение главе Коми? – Вообще практика представления главе республики отчетов ведомств имеет трехлетнюю историю. И это, на мой взгляд, эффективный механизм для выработки понимания у каждого руководителя тех приоритетов и задач на предстоящий год, которые предстоит решать. Отчеты, заслушиваемые на президиумах правительства, позволяют сопоставить видение Вячеслава Гайзера, в каком направлении двигаться дальше, с взглядами руководителей органов государственной власти. Не скрою, что не все планы ведомств проходят защиту гладко. В некоторых случаях отчеты отправляются на доработку. – Есть ли аутсайдеры среди министерств и ведомств? – Я не считаю органы власти, которым возвращены отчеты на доработку, отстающими. Корректировали свои планы агентство инвестиционного развития, агентство по туризму. Определенные изменения предстоит внести министерству сельского хозяйства и продовольствия региона. Этот процесс объясним, так как задачи, которые сегодня стоят перед ними, очень важны. Два новых ведомства строят управленческий процесс почти с нуля. Решения по ним должны быть четко выверены. Об антикризисном плане – По поручению главы Коми был разработан свод антикризисных мер. Можете ли навскидку назвать конкретные вещи, которые будут предприняты правительством республики в социальной сфере, в экономике для сохранения стабильности и действующих производств? – Меры в рамках плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности увязаны на то, чтобы оказать содействие развитию экономики. Предполагается разработать законопроекты, в рамках которых будут предоставляться преференции начинающим предпринимателям. Речь идет о налоговых каникулах, снижении налоговых ставок тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Будет разработан комплекс мер в сфере занятости населения, чтобы максимально нивелировать те риски, которые возникают в ситуациях, когда происходит высвобождение работников предприятий и организаций. Готовится соответствующая программа, которая позволит нам участвовать в эффективном распределении средств федерального бюджета. В случае защиты региональной программы мы рассчитываем получить весомую поддержку – более 100 миллионов рублей. – Учитывая высокий инфляционный рост и дефицит бюджета, от каких бюджетных статей все же придется отказаться и где намечено сокращение статей расходов? – Под оптимизацию, если такое решение будет принято, попадут расходы на проведение текущих и капитальных ремонтов, инвестиции в капитальное строительство новых объектов, покупка транспортных средств, оборудования, обеспечение госслужащих. Все эти расходы можно отложить во времени, они не повлияют на социально-экономическое развитие республики и на находящиеся на контроле главы республики обязательства по социальным выплатам, заработной плате, по исполнению майских указов президента России, которые для нас являются безусловными. – Не планируется ли сократить чиновников по примеру федеральных органов власти? – Работа по оптимизации численности госслужащих ведется давно, носит системный характер, и прекращать ее мы не собираемся. При этом нужен разумный подход, заключающийся в понимании того, что те функции, которые сегодня возложены на органы госуправления, должны выполняться качественно. – Что предпринимает правительство республики по контролю за ценами на продукты и медикаменты? – Уже давно ведется работа в этом направлении. Сегодня мы придали ей дополнительный импульс. Созданы оперативные штабы по мониторингу ценовой ситуации на товарных рынках на уровне республики и муниципалитетов. Одним из элементов этой работы является взаимодействие с сельхозтоваропроизводителями и торговыми сетями. Сегодня у нас есть соглашение с одним из ритейлеров о фиксировании предельных торговых наценок на социально значимую группу товаров. Есть принципиальное согласие и других торговых компаний подписать аналогичные соглашения, что позволит держать цены под контролем и обеспечить наличие на прилавках товаров первой необходимости. Но здесь, как озвучивал глава республики, должен быть найден компромисс, чтобы в условиях рынка эти меры не привели к ухудшению финансового положения бизнеса, его банкротству. Минсельхозпроду также поставлена задача при заключении с производителями сельхозпродукции соглашений о предоставлении господдержки предусматривать пункт о выработке согласованной с государством позиции в сфере ценообразования с обоснованием повышения цены на ту или иную продукцию. – Возвращаясь непосредственно к вашей работе, были ли моменты, когда ваше мнение расходилось с мнением главы? – Когда принималось решение о разделении полномочий главы и председателя правительства региона, то исходили из принципа, что Вячеслав Гайзер – высшее должностное лицо, которое принимает стратегические решения и занимается стратегическим планированием. Ответственность за решение тактических задач среднесрочного горизонта возложена на меня. И Коми – не единственный такой субъект, немало регионов работают по этой же схеме. Спорные ситуации, дискуссии бывают. Это нормально, если мы говорим о командном принципе работы, который и культивирует глава республики. Такой подход позволяет услышать друг друга и прийти к согласованному, взвешенному решению. Если я понимаю, что вопрос должен решаться иным способом, то высказываю аргументированную позицию, стараюсь свою точку зрения отстоять. В свою очередь Вячеслав Гайзер как мудрый, гибкий человек, который понимает, что иная точка зрения имеет право на существование, никогда не зацикливается на своем. Если возражения являются обоснованными, он соглашается. О перспективах – Не раз было заявлено, что кризис – это время новых возможностей. Для каких отраслей или конкретных предприятий настало время подъема? – Очевидно, что на первый план выходят предприятия, которые производят продукцию, исчезнувшую с продовольственного рынка по причине введения эмбарго. То есть ниши открываются для сельского хозяйства. В аграрном секторе удачный пример – завершение строительства очередного тепличного комплекса по голландской технологии силами ООО «Пригородный». Их ввод в эксплуатацию позволит на 20 процентов увеличить объемы производства свежих местных овощей, зелени, помидоров и огурцов, которые сегодня востребованы на рынке республики. Реконструкция и модернизация свиноводческого комплекса на базе птицефабрики «Зеленецкая» позволит увеличить производство мяса, объем которого существенно «закроет» потребности жителей республики в качественной продукции. – Будет ли республика помогать таким предприятиям, чтобы быстрее запустить проекты по импортозамещению? – Безусловно. Такая поддержка оказывается не первый год и будет не только сохранена, но и усилена. Речь идет о компенсации расходов предприятий на модернизацию производств, приобретение технологического оборудования. К примеру, то же ООО «Пригородный», которое строит овоще- и картофелехранилище на 3200 тонн. Предполагается, что его мощностями смогут воспользоваться другие аграрии, у которых таких хранилищ нет. А полноценная сохранность позволит обеспечить стабильный уровень цен на овощи зимой и весной, когда они дорожают ощутимее всего. – Правительству республики пришлось взять дополнительные кредиты, чтобы исполнить майские указы президента России. Рассчитывает ли республика на помощь Федерации в этом? – В этом году мы надеемся получить бюджетные кредиты из федерального бюджета на замещение коммерческих займов, на удешевление обслуживания госдолга, так как коммерческие заимствования очень дорогостоящие. Не так давно нам удалось привлечь кредит Сбербанка по ставке 22 процента годовых, что является немалой нагрузкой на бюджет. – Кстати, в начале года все переживали, что свернется программа государственно-частного партнерства. На ваш взгляд, появились ли новые проекты и какие из них наиболее перспективные? – Работу мы не останавливаем. Проекты ГЧП важны с точки зрения движения вперед в условиях бюджетных ограничений. Сегодня инвестор строит за счет собственных средств объект, поступающий затем в собственность республики, которая в свою очередь определенное количество времени будет рассчитываться за него. Сегодня мы рассматриваем два сегмента – 13 проектов в социальной сфере – школы, детсады, спортобъекты – и проекты в дорожном строительстве. Считаем для себя стратегически важным и необходимым развивать дорожную инфраструктуру, чтобы обеспечить сквозное дорожное сообщение и выход на другие регионы. Этот сегмент в дорожной сфере предполагает строительство на условиях ГЧП участков Малая Пера – Ираель и Ираель – Каджером. Уже объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения. – Интересует ваше мнение как эксперта-финансиста, республике нужно сохранить темпы 2014 года или нужен прорыв? – Сегодня нам важно сохранить тот уровень экономического развития, который был достигнут в прежние годы. Время для прорыва в этом году не настало. Но, учитывая цикличность экономических процессов, я думаю, что через 2-3 года придет момент для экономического рывка. Вспомните кризисные 2008-2009 годы. А затем в 2010-2011 годах мы почувствовали, что экономика набирает обороты, наполнялся бюджет по доходам. Эти средства не были пущены на ветер, а были направлены на выполнение задач, поставленных главой республики по строительству объектов социальной инфраструктуры. Я думаю, что к ситуации увеличения темпов экономического роста мы вернемся уже через некоторое время. Валентин ТИМЧЕНКО Фото Дмитрия НАПАЛКОВА |