Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
31 января 2015 года

Надежда Касева: "Поселить бездомных мам пока некуда"

Три года назад в Сыктывкаре была создана общественная организация «Открытый дом», целью которой была помощь малышам-отказникам. Со временем общественники взяли под свою опеку не только детишек, но и молодых мам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Об удачах и трудностях в этой работе наш сегодняшний разговор с хозяйкой «Открытого дома» – руководителем организации Надеждой Касевой.

– Надежда, вы еще достаточно молоды, что вас заставило взвалить на себя такую непростую ношу?

– Примерно такой же вопрос мне задают молодые мамы, когда я прихожу в РДБ к детям-отказникам. Только они обычно спрашивают: «Зачем тебе это надо, у тебя что, своих проблем нет»? После окончания университета я не сразу нашла себя. Полгода поработала в детском саду. Детсад был хороший, коммерческий, но очень скоро я поняла, что не тем занимаюсь. Мне хотелось помогать именно обездоленным детям. И вскоре судьба свела меня с Еленой Огден, руководителем Коми республиканской общественной организации социальной помощи детям «Открытый дом». Мы работали с отказниками, детьми из социально неблагополучных семей, воспитанниками детдомов.

Трудно описать те чувства, которые испытываешь, подходя к кроватке брошенного ребенка. Лежит такой малыш, зачастую даже еще без имени, только недавно пришедший в этот мир и уже никому не нужный… Если бы волонтеры не приходили к ним, они бы могли так одиноко лежать месяцами. И винить тут некого: на нескольких таких детей – одна медсестра. Она при всем желании не может их всех приласкать или взять на руки. 

С Еленой Огден мы создали группу «ВКонтакте», через которую к нам присоединились единомышленники. В результате набралось около 20 постоянно работающих волонтеров. Кстати, наши волонтеры впоследствии взяли в свои семьи четверых отказных детей. Благодаря участникам группы мы собираем для малышей одежду, игрушки, книги и даже кроватки и коляски. Сегодня «Открытый дом» – единственная общественная организация, сотрудничающая с Республиканской детской больницей на условиях официального договора. Два года назад Елена Огден уехала из города, и я приняла руководство на себя.

– Насколько мне известно, вам удалось осуществить несколько дизайн-проектов в Республиканской детской больнице. У вас есть постоянные спонсоры?

– Сегодня благодаря спонсорской помощи мы платим зарплату воспитателям, которые приходят в РДБ индивидуально заниматься с малышами. Кроме того, нам удалось преобразить отделения уронефрологии и неврологии. Раньше там были обычные стандартные коридоры, ничем не радующие глаз. Но в больнице лежат дети, и обстановка, которая их окружает, непосредственно влияет на их душевное состояние. Детям хочется ярких, веселых красок, создающих настроение. Наши студенты-волонтеры с кафедры дизайна СыктГУ расписали стены в этих отделениях. Они же оформили комнату для мам, которая находится при консультативной поликлинике. Женщины, пришедшие на прием к врачу, в этом помещении обычно кормят детей грудью, меняют подгузники. Когда я впервые увидела эту комнату, она произвела на меня такое мрачное впечатление, что я поняла: надо срочно что-то делать. Во время студенческой практики мне пришлось работать в женской колонии, так вот эта комната для мамы с ее темными, обшарпанными стенами мне напомнила комнату для свиданий в зоне.

Конечно, спонсорских денег на все нужды не хватает, и мы периодически устраиваем различные акции по сбору необходимых для детей вещей. В частности, регулярно проводим акцию по сбору подгузников «Сухая попа». Обычно после таких сборов мы долгое время живем спокойно, потому что знаем, что дети спят сухими. Но вот последняя акция почему-то прошла неудачно: то ли финансовый кризис людей пугает, то ли еще какие-то причины, но подгузников собрали мало. Кроме того, перед Новым годом мы провели акцию «Мама» по сбору продуктов для одиноких мам с маленькими детьми, которые находятся под нашим покровительством. Люди охотно откликнулись. В основном по нашей просьбе приносят продукты длительного хранения: тушенку, крупы, макароны, консервы и т.д. Вы не представляете, какая это для нас радость – сознавать, что хотя бы месяца два мамам будет чем кормить детей. А то ведь, бывает, звонят: «У меня осталась одна баночка пюре, и мне уже сегодня нечем кормить ребенка». Благополучному человеку трудно понять, что такое может быть, многие в своих повседневных заботах зачастую не видят, что рядом кто-то терпит нужду.

– Кстати, как родилась идея помогать молодым мамам? Все-таки непростое это дело, за каждой судьбой – своя личная трагедия. Помочь выбраться из жизненного тупика намного сложнее, чем позаботиться о маленьком ребенке…

– Проблема, которой мы занимались, напрямую с этим связана. И в какой-то момент я поняла, что отказных детей было бы намного меньше, если бы нашлись люди, желающие остановить женщину от решения бросить своего ребенка, о котором она может впоследствии очень пожалеть. А началось с того, что как-то ко мне обратилась молодая женщина, которая только что выписалась из роддома. Она рассказала, что лежала в одной палате с роженицей, которой после выписки некуда было идти с новорожденным, и встретить ее тоже было некому. Сожитель выставил ее за дверь, как только узнал о ее беременности. Женщина обратилась ко мне в надежде, что я чем-то смогу помочь этой девушке. Я ломала голову: ну как же ей помочь, не к себе же домой забрать! Думала: вот было бы у нас помещение, где можно было бы таких женщин с новорожденными пригреть, помочь им встать на ноги, а дальше уж они сами бы устроились как-то!

В общем, хоть и нечем мне было помочь той девушке, но я все же позвонила ей в надежде, что решение как-то само созреет. Историю, которую она мне рассказала, впоследствии я слышала и от других таких же горемык. Почему-то все судьбы девчонок, оставшихся в чужом городе с новорожденным ребенком на руках, похожи одна на другую. Как правило, это девушки, приехавшие в Сыктывкар из районов на учебу. После окончания учебных заведений они остаются здесь, потому что дома – пьющие родители, и никто их там не ждет. Обычно все они сожительствуют с мужчинами, которые пользуются их услугами до тех пор, пока не узнают о возможном пополнении семейства.

Больше всего меня поразило то, что, как оказалось, новоиспеченной мамочке даже не в чем вынести ребенка из роддома. Согласитесь, это не может не возмутить. Ну ты же ведь не один день носишь ребенка, за девять месяцев могла бы и позаботиться о том, в чем ты его вынесешь из роддома! Это уже потом я поняла, что это практически закономерность: такие вот непутевые молодые мамы постоянно на кого-то надеются, ждут, что кто-то им что-то даст.

– Действительно, вам не кажется, что своей поддержкой вы только укрепляете в них этот потребительский навык? А может, и не стоит их отговаривать отказываться от ребенка? Ведь если бы им нужен был ребенок, они бы заранее позаботились о его благополучии. А так еще неизвестно, будет ли ребенку хорошо с такой мамой.

– Я не могу сказать, что они совсем не любят своих детей. Просто это, как правило, молодые женщины, совершенно не приспособленные к жизни и не приученные к ответственности. Но они не окончательно потерянные. Если их попытаться наставить на путь истинный, они вполне смогут жить самостоятельно. Главное, их поддержать в трудный для них период жизни.

Той первой девушке, с которой и началась моя работа с мамами-одиночками, мы дали все необходимое: и одежду для ребенка, и кроватку, и коляску… Жилье она нашла сама. У нее был какой-то запас денег, на которые она сняла комнату в общежитии. К вопросу о том, почему я все же решилась оказывать помощь молодым мамам… Для меня решающим был момент, когда медсестра вынесла ребенка из роддома и отдала его мне. Вы, говорит, наверное, родственница. А я даже ответить ничего не могу. Ведь я этой девушке вообще никто, но в такие вот моменты понимаешь, что ты уже прикоснулся к чужой беде и отвернуться не можешь, что от тебя ждут хоть какой-то поддержки. Мы тогда отвезли эту мамочку в общежитие и вот уже около двух лет ей помогаем. В принципе человек встал на ноги. Ребенок ходит в детсад, его мама работает. Конечно, жалуется, что денег не хватает. И это понятно: из 14 тысяч зарплаты 10 тысяч надо отдать за комнату. Я всегда ей говорю: «Не стесняйся – звони, если какая-то проблема – поможем». Я уверена: пройдет время, и ей станет полегче, может, встретит хорошего мужчину. Ну а если бы тогда мы не откликнулись, что было бы? И ребенок мог остаться сиротой, и у самой девушки жизнь бы вряд ли сложилась нормально. Разве может быть счастье, когда душа нечиста? А так, хоть и трудно ей, но зато есть ради кого терпеть и надеяться.

Таких женщин не так уж и мало. У нас на попечении до недавнего времени было четыре мамочки, недавно появилась пятая. У всех них одна общая проблема: отсутствие жилья и острая нехватка средств к существованию. В «Открытом доме» есть психолог, которая работает на общественных началах, помогает этим девушкам осмысливать жизненные ситуации, в которые они попали, и находить правильный выход из положения.

Что касается продуктов и вещей, мы им помогаем как можем. Вещи для детей люди приносят хоть и бывшие в употреблении, но в хорошем состоянии, помогают продуктами. А вот с жильем сложнее. До недавнего времени мы снимали для этих женщин квартиру, где они дружно жили вместе и помогали друг другу. Но спонсорские деньги заканчиваются быстро. К тому же мне ведь еще нужно оплачивать работу воспитателей, которые занимаются с детьми в РДБ. Мы оказались в сложном финансовом положении, и от аренды квартиры пришлось отказаться. Худо ли бедно, но девчонок мы пристроили – кого к родственникам, кого к знакомым, хотя бы на временное проживание. А там видно будет. Но самое интересное, что, как только мы их пристроили, в тот же день позвонила еще одна женщина и сообщила, что ей с ребенком совершенно некуда идти. Так обидно бывает, когда ничем не можешь человеку помочь. Кризисный центр для женщин «Райда» принимает только с городской пропиской и без ребенка. Ну куда их хоть на время пристроить?

– Но ведь, насколько мне известно, еще весной минувшего года правительство республики выделило вашей организации помещение бывшей аптеки в Верхней Максаковке для создания там приюта для бездомных мам с маленькими детьми.

– Да, помещение площадью 143 квадратных метра официально передано нашей организации в безвозмездное пользование. Приютом для мам мы занимаемся совместно с общественной организацией «Центр защиты семьи, материнства и детства «Три радости», соучредителем которой является иерей Иоанн Коюшев. Отец Иоанн непосредственно работает с женщинами, решившимися на аборт, проводит с ними духовные беседы.

Но там нужен капитальный ремонт. Помещения обшиты пластиковыми панелями, которые надзорные органы требуют убрать, потому что там будут находиться дети. В одной из комнат провален пол, требуется замена канализации. Поначалу там даже не было отопления. Но благодаря помощи депутата Госсовета РК Михаила Брагина отопление мы провели. Однако одну дыру залатаешь, как тут же образуется другая. Теперь долг перед коммунальщиками за тепло составляет уже 40 тысяч за три неоплаченных месяца. И отключить тепло нельзя – внутри все начнет гнить и рушиться. По оценкам экспертов, которые приходили смотреть объем работ, стоимость ремонта колеблется от 1 миллиона 200 тысяч до 1 миллиона 600 тысяч рублей. Кроме того, в здании нет света, установка столба и проведение электричества, по подсчетам «Комиэнерго», обойдется в 50 тысяч.

В общем все как всегда упирается в деньги. Спонсоров, которые могли бы хоть немного покрыть эти расходы, мы найти не можем. Но я не отчаиваюсь, как-нибудь все равно выкрутимся. В этом году собираюсь подать заявку на грант. Надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки.

Реквизиты для перечисления средств в помощь организации «Открытый дом»:

расчетный счет в Сбербанке 407 038 102 280 000 38185,

ИНН 110 199 0250,

тел. 55-10-74.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №8 (5239) - 29 января 2015 года

Олег Сизоненко: "Не претендую на гениальность, но стремлюсь к безупречности"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 9 (5240)
31 января 2015 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»