Общество |
2 декабря 2014 года |
Репетиция сочинения показала, что о повальной безграмотности выпускников говорить преждевременно
На днях в Министерстве образования РК подвели итоги апробации итогового сочинения, которое будущие выпускники писали 20 ноября. Вместе со школярами решили проверить свои силы, а заодно прочувствовать атмосферу ЕГЭ и некоторые сыктывкарские журналисты. НАПОМНИМ, с этого года в школы после почти десятилетнего перерыва вновь вернулось итоговое сочинение, которое раньше было обязательным выпускным экзаменом. Более того, теперь сочинение станет своего рода пропуском к сдаче ЕГЭ. Основной экзамен одиннадцатиклассники и выпускники прошлых лет будут писать 3 декабря, а 20 ноября прошла генеральная репетиция, в которой приняли участие 4213 человек. 429 (чуть более 10%) школьников из этого числа не выдержали испытания. Причем четвертая часть получивших «незачет» пострадала из-за своей неграмотности, хотя, как мы уже сообщали, при оценке она не является основополагающим критерием. Журналисты зарегистрировались на пробное сочинение в качестве выпускников прошлых лет. Все как один с сочинением справились, зачеты им были выставлены по всем критериям. Журналистская братия писала сочинение на одной из девяти отведенных для этого в Сыктывкаре площадок – в Коми национальной гимназии. По правилам сдачи ЕГЭ выпускник не может сдавать экзамен в своей школе, где помогают не только стены, но и свои учителя. Поэтому экзаменуемых «перетасовали» по разным школам. В КНГ в тот день репетировали сочинение одиннадцатиклассники из 21-й, 43-й и 33-й городских школ. ЭКЗАМЕНУЕМЫХ пропускали в здание, выкрикивая имена по списку. Кстати, в этот день учеников остальных классов распустили по домам, чтобы выпускники могли писать в спокойной обстановке. При входе нужно было сразу показать дежурному учителю паспорт, развернутый на странице с фотографией. Тут же, в фойе, были вывешены списки, кто в какую аудиторию идет писать сочинение. К месту проведения экзамена ребят сопровождали учителя. Строгий контроль продолжался и во время экзамена. Желающие выйти в туалет должны были поднять руку и сообщить об этом учителю, который провожал их до двери кабинета и передавал с рук на руки общественному наблюдателю, дежурившему в коридоре. А тот уже сопровождал «до места назначения». Мобильные телефоны всех попросили отключить и вместе с сумками сложить у входа в класс. Кстати, по информации Министерства образования РК, за время проведения апробации итогового сочинения был зафиксирован всего один случай использования в аудитории мобильного телефона. При себе на экзамене можно было иметь только ручку с черной гелевой пастой, бутылку воды и шоколад. Заполнять бланки сочинений требовалось печатными буквами, чтобы при сканировании все четко прочитывалось. Текстами литературных произведений пользоваться не разрешалось, только орфографическим словарем. ДЛЯ сочинения было предложено три темы: «Какие произведения Лермонтова вы бы посоветовали прочитать другу?», «Можно ли обойтись без книг?» и «Почему важно уметь сострадать другому?» На написание отводилось четыре часа. Что характерно: многие выпускники справились с заданием раньше отведенного времени, ко времени окончания экзамена кабинеты были уже наполовину пустыми. Разумеется, не обошлось без традиционных для школьных сочинений перлов. Например, героиня повести М.Лермонтова Бэла «покончила с собой», «Раскольников, кроме старухи, посягнул на ее дочь», а «Печорин плакал над трупом Веры», «любовь Наташи Ростовой и Раскольникова достойна сострадания Болконского» и так далее. Некоторые «знатоки литературы» уверенно анализировали произведения М.Лермонтова «Юшка» и «Судьба человека», «Преступление и наказание» Л.Толстого и «Горе от ума» М.Горького. А один из писавших сочинение великодушно отдал авторство повести «Бэла»... некоему Эдмонду Дантесу. И это далеко не полный перечень найденных в сочинениях несуразностей. Конечно, это было и будет всегда. И, возможно, 10 процентов не сдавших пробный экзамен – не такая уж страшная цифра. Во всяком случае, комментируя итоги «генеральной репетиции», министр образования Владимир Шарков в целом назвал их хорошими с учетом того, что такой вид промежуточной аттестации проводится впервые. – Тем более во время апробации школьники получили только три темы, а не пять, как было заявлено, причем только одна из них соответствовала опубликованным ранее тематическим направлениям, – отметил министр образования. В Республиканском информационном центре оценки качества образования нас тоже заверили, что результаты пробного сочинения не такие уж и плохие. И утверждать, что дети сегодня не читают, никак нельзя. – Нужно учитывать, что это уже совершенно новый формат сочинения, где главными критериями при оценке являются кругозор и умение рассуждать на заданную тему. В то время как раньше главной задачей был анализ произведения, – пояснила специалист РИЦОКО Татьяна Политова. – К тому же ребята впервые не имели возможности пользоваться литературным материалом. И даже несмотря на это, многие продемонстрировали не только хорошее знание прозаических произведений Лермонтова, но и цитировали его лирику. А те, кто писал на свободную тему, привлекали в качестве примеров не только произведения школьной программы, но и дополнительную литературу. По мнению Татьяны Политовой, «незачет» за пробное сочинение не надо воспринимать как трагедию. У ребят и их учителей еще есть время и возможность лучше подготовиться к основному экзамену. Напомним еще раз: согласно расписанию итоговое сочинение (изложение) будет проводиться 3 декабря 2014 года. Кроме этого, предусмотрены 2 резервных дня – 4 февраля 2015 г. и 6 мая 2015 г. Галина ГАЕВА. |